24.09.2022 г. Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

Черноморско-Средиземноморский бассейн, СВО, ЧФ, Крым

Попытки Украины вернуть территории Донбасса после их вступления в РФ будут рассматриваться как атаки на страну, заявил Песков

Попытки Украины вернуть территории Донбасса после вступления в РФ будут расцениваться как атаки на страну в соответствии с Конституцией России, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "Безусловно. Сразу же в отношении этих территорий начнет действовать Конституция Российской Федерации, где все предельно четко изложено на этот счет", – сказал Песков, отвечая на соответствующий вопрос. Он пояснил, что соответствующие положения Конституции России будут действовать с момента вступления республик в состав России.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=581577&lang=RU

Сводка Минобороны России о ходе проведения СВО на территории Украины (по состоянию на 23 сентября 2022 г.). 23.09.2022 (13:30)

Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают проведение специальной военной операции.

В результате высокоточного удара Воздушно-космических сил России по подразделениям 81-й аэромобильной бригады в районе города Краматорск Донецкой Народной Республики уничтожено свыше 220 украинских военнослужащих. В районах города Славянск и населенного пункта Озерное Донецкой Народной Республики нанесено огневое поражение подразделениям иностранных наемников. Уничтожено более 100 боевиков.

Высокоточным оружием ВКС России в районе города Запорожье нанесены удары по позициям тактической группы «Чайка», а также пунктам временной дислокации националистических батальонов «Скиф», «Днепр» и «Гепард». Ликвидировано свыше 190 боевиков и 12 единиц военной техники.

Ударами оперативно-тактической и армейской авиации, ракетных войск и артиллерии поражены пункты временной дислокации 59-й мотопехотной и 63-й механизированной бригад в районах населенных пунктов Безыменное и Терновые Поды Николаевской области. Потери противника составили более 130 военнослужащих.

Также за сутки поражены четыре пункта управления, в том числе 14-й механизированной бригады ВСУ в районе населённого пункта Двуречная Харьковской области, 9-го полка нацгвардии в районе населённого пункта Приморское Запорожской области, а также командно-наблюдательные пункты 2-го и 3-го батальонов 65-й механизированной бригады в районах населенных пунктов Новоандреевка и Верхняя Терса Запорожской области. Подавлены 74 артиллерийских подразделения, живая сила и военная техника ВСУ в 142 районах. Уничтожены три склада боеприпасов и ракетно-артиллерийского вооружения в районах города Запорожье, населённых пунктов Моначиновка Харьковской области и Донецкое Донецкой Народной Республики. В районе населённого пункта Никифоровка Донецкой Народной Республики уничтожен украинский зенитный ракетный комплекс «Бук-М1».

Истребительной авиацией ВКС России за сутки сбит в воздухе один украинский истребитель МиГ-29 в районе населенного пункта Новосёловка Николаевской области, а также два Су-25 воздушных сил Украины в районах населенных пунктов Веселое Херсонской области и Камышевка Донецкой Народной Республики.

Российским средствами противовоздушной обороны за сутки сбито 19 украинских беспилотных летательных аппаратов в районах населенных пунктов Новая Каховка, Томарино, Новорайск, Шляховое, Миролюбовка, Беляевка, Крещеновка, Брускинское и Чкалово Херсонской области, Любимовка Запорожской области, Валерьяновка, Триполье, Владимировка, Горное, Харцызск, Новоалександровка, Евгеновка, Терны и Красная Поляна Донецкой Народной Республики. В районах населенных пунктов Плодовое и Новая Каховка Херсонской области средствами ПВО уничтожены в воздухе 42 реактивных снаряда американской системы залпового огня HIMARS, а также «Ольха».

Всего с начала проведения специальной военной операции уничтожено: 298 самолетов, 155 вертолетов, 2054 беспилотных летательных аппарата, 376 зенитных ракетных комплексов, 5077 танков и других боевых бронированных машин, 844 боевые машины реактивных систем залпового огня, 3410 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 5794 единицы специальной военной автомобильной техники.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12439146@egNews

Лавров и Гутерриш обсудили зерновую сделку

Глава МИД России Сергей Лавров и генсек ООН Антониу Гутерриш на полях 77-й сессии Генассамблеи обсудили необходимость обеспечения пакетного характера и полного выполнения зерновой сделки, сообщил российский МИД.

МИД сообщил, что «предметно обсуждался ход реализации стамбульских договоренностей по вывозу украинского продовольствия из черноморских портов и беспрепятственного экспорта российской сельхозпродукции и удобрений». Лавров и Гутерриш «подтвердили необходимость обеспечения их пакетного характера и полного выполнения». Также стороны обсудили широкий круг вопросов, подтвердив «приверженность сохранению центральной координирующей роли» ООН, «деятельность которой должна строго опираться на ее уставные цели и принципы, включая суверенное равенство всех государств-членов», передает ТАСС.

Офис генсека сообщил, что Лавров и Гутерриш «обсудили последнее развитие событий в отношении войны на Украине, в том числе, развитие ситуации вокруг Запорожской АЭС и миссию по установке фактов в Еленовке». Кроме того, обсуждался «прогресс в реализации меморандума о взаимопонимании по облегчению экспорта российских удобрений и продовольствия, а также договоренности об экспорте зерна по Черному морю». Стороны «обменялись взглядами по ряду региональных вопросов».

22 июля Россия и Украина (по отдельности) подписали соглашение с Турцией и ООН под гарантии Запада относительно процедуры вывоза украинского зерна. Параллельно была достигнута договоренность о том, что одновременно с разблокированием вывоза украинского зерна из оставшихся под контролем Киева причерноморских портов Запад не будет мешать экспорту российского продовольствия. На тот момент никаких санкций против российского зерна не было, однако Запад ввел различные ограничения на процессы обеспечения самого экспорта.

Однако, как указал глава российского государства Владимир Путин, «формально с наших удобрений сняты санкции, как и с продовольствия, но фактически ограничения существуют». «Есть ограничения, связанные с логистикой, с фрахтом судов, с проводкой денег, со страхованием. Многие из этих элементов ограничений сохраняются», – пояснил он. Как заявлял постпред России при ООН Василий Небензя, поскольку в рамках зерновой сделки по Украине так и не был обеспечен экспорт российского продовольствия и удобрений, Москва может отказаться от ее продления.

Источник: Взгляд https://vz.ru/news/2022/9/23/1178947.html

Сообщено о непривлечении к мобилизации отдельных категорий работников IT-сферы, СМИ, обеспечивающих стабильность инфраструктуры финансового рынка

Министерство обороны России сообщило о непривлечении к частичной мобилизации отдельных категорий граждан, работающих в сфере IT, информации и связи, СМИ, в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка. "Для обеспечения работы отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы Российской Федерации принято решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием (...), работающих в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и задействованным в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области информационных технологий и обеспечения функционирования информационной инфраструктуры", – заявило Минобороны РФ.

Там пояснили, что также это касается данных категорий граждан, работающих "в российских операторах связи и задействованным в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования сооружений связи, центров обработки данных, а также средств и линий связи общего пользования Российской Федерации".

Речь также идёт о "системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем и (или) редакцией и (или) издателем зарегистрированного средства массовой информации и (или) вещателем телеканала, радиоканала и задействованных в производстве и (или) распространении продукции средств массовой информации, – сообщили в Минобороны. Также это касается организаций, "обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение", информирует военное ведомство.

"Основанием для освобождения от привлечения граждан к призыву на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб ВС РФ", – отмечается в сообщении Минобороны РФ.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=581573&lang=RU

Названы ориентиры призыва осенней кампании 2022 года

В рамках осенней призывной кампании в России на срочную службу будут набраны 120 тысяч человек. Об этом сообщил представитель Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ контр-адмирал Владимир Цимлянский. "Осенью текущего года на военную службу будет призвано 120 тысяч человек. Это меньше, чем прошлой осенью, вместе с тем, даже при проведении специальной военной операции, это количество полностью удовлетворяет потребностям силовых структур государства", – цитирует его слова РИА Новости. Контр-адмирал подчеркнул, что граждане, призванные на военную службу, к участию в специальной военной операции на территории Украины привлекаться не будут.

Напомним, что в весеннюю призывную кампанию 2022 года на военную службу отправили более 134 тысяч новобранцев. До этого, осенью 2021 года, в войска прибыли 127 тысяч человек.

В минувшую среду, 21 сентября, президент России Владимир Путин подписал указ о частичной мобилизации в РФ. Согласно тексту документа, мобилизационные мероприятия начались в тот же день. По словам главы государства, призыву на военную службу будут подлежать только те граждане, которые состоят в запасе, и прежде всего те, кто проходил службу в рядах вооруженных сил, имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт.

Источник: https://военное.рф/2022/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B26/

Над Джанкоем вчера сбит украинский беспилотник

В Джанкой упал неопознанный объект. Об этом сообщает тelegram-канал «Mash на волне» со ссылкой на фото очевидцев происшествия.

«Над Джанкоем, предположительно, сработала ПВО. После этого прямо к зданию суда на Крымской упал неопознанный объект. Район оцеплён, сотрудников выводят, на месте работают специалисты.
Как пишет издание, предположительно, сработала система противовоздушной обороны. После этого неизвестный объект рухнул к зданию суда на улице Крымской», – пишет «Mash на волне».

Напомним, что 22 сентября в СМИ сообщалось о том, что в Джанкое упал беспилотник. Позже глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что в трех районах республики были средствами ПВО были сбиты украинские беспилотники. Глава Крыма также заверил, что ситуация на полуострове находится под контролем.

Источник: https://ruinformer.com/page/nad-dzhankoem-sbit-ukrainskij-bespilotnik

Чижов: Запасы оружия в Европе для поставок Украине истощены

Запасы оружия в странах Европейского союза близки к истощению, дефицит средств для наращивания производства налицо, и это может привести к изменению характера военных действий на Украине, заявил завершающий свою миссию постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. «Рано или поздно деньги кончатся, а [запасы] оружия, которое способно стрелять, тоже уже близки к истощению. Американцы тоже своего оружия сбросили на Украину довольно много, и им надо пополнять свои собственные арсеналы, поэтому это может привести к определенным изменениям в характере военных действий на Украине», – передает ТАСС слова Чижова.

Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала поставить Украине необходимое вооружение, в том числе танки. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба назвал загадкой отсутствие в поставках Киеву от Берлина танков. Зеленский предположил, что Германия не желает поставлять Украине вооружения из-за барьеров, связанных с нацистским прошлым.

Источник: Взгляд https://vz.ru/news/2022/9/22/1178878.html

Украина просит Запад о срочных поставках танков для «контрнаступления»

Украина просит об экстренных поставках современных танков, но западные страны не спешат с выполнением заявки. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщило издание Politico со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

По данным источников издания, на фоне контрнаступления в Харьковской и Херсонской областях танки заняли первое место в списке пожеланий украинцев, которые рассчитывают с помощью американских Abrams или немецких Leopard добиться еще большего прогресса. Украинские войска начали попытки контрнаступления на херсонско-николаевском направлении в конце августа. Минобороны России сообщает, что все эти попытки отбиваются, украинские войска несут большие потери в живой силе и технике.

«Западные страны медлят с передачей танков, отчасти из-за сложностей с их освоением и логистикой», – цитирует Politico «американских чиновников, украинских советников и парламентских помощников».

От западных союзников Украина получает бронетехнику советского производства. По данным Politico, только Польша передала около 250 танков Т-72 и сама подписала контракт на покупку в США того же количества Abrams.

На начальном этапе кампании украинские военные больше всего нуждались в противотанковых и переносных зенитных ракетных комплексах, потом – по мере эволюции характера боевых действий – упор в поставках был сделан на артиллерии и реактивных системах залпового огня, отмечает агентство.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2022/0923/095069622/detail.shtml

СМИ сообщили о проблемах с передачей Украине танков от стран Запада

Ключевая проблема с передачей Украине тяжелой техники заключается в израсходовании запасов танков Т-72, и отсутствии боеприпасов к альтернативным машинам, пишет Military Watch Magazine.

Как сообщается, в ближайшее время Словения предоставит Киеву танки М-55, созданные на базе советских Т-55, но имеющих стандартную для НАТО пушку калибра 105 мм. При этом, как отмечается, боеприпасов к этой технике мало, а имеющиеся у Украины снаряды с этой пушкой несовместимы. «Полезность М-55 для Украины остается весьма сомнительной», отмечает издание по этому поводу.

Ранее Россия предупредила страны НАТО по поводу поставок вооружений Киеву. В заявлении министра иностранных дел Сергея Лаврова говорится, что любые грузы, которые содержат вооружение для Украины, станут законной целью для России.

Источник: https://www.mk.ru/politics/army/2022/09/24/smi-soobshhili-o-problemakh-s-peredachey-ukraine-tankov-ot-stran-zapada.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Из украинских портов экспортировано еще 201 тыс. тонн сельхозпродукции

Из портов Одесса, Черноморск и Южный 23 сентября 2022 года вышли 11 судов. На их борту находится 201 тыс. тонн продовольствия для стран Азии и Африки, сообщает Telegram-канал Министерства инфраструктуры Украины.

Из порта Одесса вышел сухогруз Zeko Y, из порта Черноморск ‒ Merry M, Lady Ayana, Mo Gan Shan, Tzarevich, Gudena, Nil Demir, Sea Dove, из порта Южный ‒ Fortuna, Gem Star, Mavka.

С 1 августа 2022, когда началась реализация соглашения по «зерновому коридору», из портов Украины на текущий день вышло 203 судна с продовольствием для стран Азии, Европы и Африки, экспортировано 4,58 млн тонн агропродукции.

Напомним, в июле 2022 года по результатам переговоров было заключено два соглашения о вывозе зерна из портов Украины: один документ подписан между Турцией, Украиной и ООН, второй – между Турцией, Россией и ООН. Соглашения предполагают, что вывоз сельскохозяйственной продукции будет происходить из трех портов – Одесса, Черноморск и Южный. Сделка будет действовать 120 дней, затем возможно продление. В рамках соглашения первое судно с украинским зерном покинуло порт Одесса 1 августа.

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/335991/

Отгрузки зерна через морские порты сократились на 20%

В этом сельскохозяйственном сезоне отгрузки зерновых и масличных культур через основные российские порты значительно сократились. В частности, через Новороссийск отгрузки снизились на 35%. Аналогичная ситуация с портами Азов и Туапсе.

Об этом на деловом семинаре «Грузовая панорама. Перевозка зерна, минеральных и химических удобрений», организованном журналом РЖД-Партнер, сообщила директор департамента информационно-аналитического обеспечения Российского зернового союза Елена Тюрина, передает "РЖД Партнер.Ру".

«Суммарно морские отгрузки сократились по всем портам в среднем на 20%. В прошлом сезоне через морские порты было отгружено около 15 млн т продукции, в этом сезоне – лишь 12%. В натуральном выражении это 2 млн 78 тыс. тонн. Такой объем обусловлен влиянием санкций и запретом на вход и фрахтование крупнотоннажных судов, которые используются для поставки зерна в страны Африки. Это panamax грузоподъемностью до 60 тыс. тонн», – рассказывает эксперт.

По ее словам, на сегодня обсуждается программа по финансированию строительства и приобретению крупнотоннажных судов для экспорта крупными российскими компаниями.

Что касается отгрузок железнодорожным транспортом, то за период с 1 июля по 16 сентября в прошлом сезоне через железную дорогу объем поставок на мировой рынок составил 683 т. В этом сезоне, по оценке РЗС, отгрузки на экспорт железнодорожным транспортом не проводились.

«Мы грузили в прошлом сезоне в Латвию 170 тыс. тонн, в Финляндию – 74 тыс. тонн, в Китай – 40 тыс. тонн. Хотя железнодорожный коридор на Китай – развивающееся направление сегодня. Но здесь более актуальны контейнерные перевозки. В Швейцарию, Латвию, Данию, Бельгию мы не поставляем зерно по железной дороге», – отмечает Тюрина. Она напоминает, что власти Турции планируют пятикратно увеличить стоимость прохода торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы с 7 октября 2022 года. Это скажется на стоимости зерна при поставке его непосредственно в страну получения.

По мнению Тюриной, в этих условиях целесообразно отказаться от экспортной пошлины на пшеницу из РФ. Это поможет повысить конкурентоспособность РФ. На сегодня экспортная пошлина – серьезный сдерживающий фактор для развития экспорта из РФ.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/otgruzki_zerna_cherez_morskie_porty_sokratilis_na_20.html

Кораблестроение и судоремонт

Программу развития судостроения в 2023 г. планируется увеличить на 7,5 млрд руб.

РФ в 2023 году планирует увеличить на 7,46 млрд рублей субсидии российским судостроителям в рамках программы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Об этом сообщается в пояснительной записке к проекту закона о федеральном бюджете РФ на 2023 г. и плановый период 2024-2025 гг., передает «Интерфакс».

Согласно проекту, объем бюджетного финансирования госпрограммы в 2023 году может вырасти с 17,343 млрд рублей до 24,804 млрд рублей. При этом финансирование в 2024 году запланировано в размере 11,804 млрд рублей (-31,9%), в 2025 году – 15,304 млрд рублей (-11,8%). Общий объем бюджетных средств на развитие российского судостроения по проекту в 2023-2025 гг. может составить 51,9 млрд рублей.

Изменение параметров финансирования по сравнению с запланированными показателями обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на разработку и создание судового комплектующего оборудования в 2023 году на 15 млрд рублей и на 1 млрд рублей в 2024 году. Кроме того, в 2025 году планируется увеличить бюджетные ассигнования, направив 5 млрд рублей в виде взноса в уставный капитал "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК) на лизинг и финансирование строительства 10 судов.

Вместе с тем, объем бюджетных ассигнований по проекту "Развитие крупнотоннажного судостроения" в части возмещения затрат на уплату процентов по кредитам в 2023-2025 годах снизится на 6,539 млрд рублей ежегодно.

Объем финансирования другого федерального проекта, который связан с судостроением – "Развитие Северного морского пути" (реализуется в рамках госпрограммы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"), в 2023 году планируется увеличить на 11,482 млрд рублей и на 21,992 млрд рублей в 2024-2025 годах. В документе поясняется, что увеличение бюджетных ассигнований по этому проекту связано с переносом мероприятий и перераспределением средств из федерального проекта "Северный морской путь - 2030".

В рамках реализации проекта "Развитие Северного морского пути" на строительство головного многофункционального судна атомно-технологического обслуживания, а также на строительство 5-го и 6-го серийных атомных ледоколов проекта 22220 в 2023 году планируется направить на 3,208 млрд рублей больше по сравнению с ранее утвержденными объемами. Увеличение финансирования по этим судам в 2024 году может составить 8,225 млрд рублей, в 2025 году – 8,601 млрд рублей. 

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/98232/

Минпромторг и ОСК модернизируют и построят доки грузоподъемностью от 2 тыс. до 25 тыс. тонн для судоремонта

Министерство промышленности и торговли РФ совместно с АО «Объединенная судостроительная корпорация» в настоящее время для обновления докового хозяйства инициировало реализацию 12 проектов по строительству и реконструкции судоподъемных сооружений грузоподъемностью от 2 тыс. до 25 тыс. тонн, сообщили в ответ на запрос «ПортНьюс» в ведомстве. Кроме этого, в Минпромторге заявили о предоставлении льгот для проектов в отрасли в виде прямых государственных капитальных вложений, а также возврата процентов по кредиту.

«Минпромторгом России поддерживается строительство новых или реконструкция действующих плавучих доков. На реализацию инвестиционных проектов для обеспечения указанных целей в рамках государственных программ Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» и «Развитие оборонно-промышленного комплекса» возможно предоставление поддержки в виде прямых государственных капитальных вложений, а также субсидирование в целях возмещения процентов по кредитам, привлеченным для реализации проекта по созданию судостроительных комплексов», ‒ заявили в Минпромторге.

Совместно с АО «Северо-Восточный ремонтный центр» сейчас прорабатывается возможность финансирования строительства нового плавучего дока грузоподъемностью 16 тыс. тонн в Дальневосточном федеральном округе, добавили в ведомстве. Частично новые мощности могут быть задействованы для ремонта рыболовного флота российских компаний.

Кроме того, Минпромторг России дополнительно формирует предложения по созданию и модернизации судостроительных и судоремонтных мощностей для обеспечения современного обновления гражданского флота и функционирования Северного морского пути.

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/336019/

Ежегодно 60-80 крупнотоннажным рыбопромысловым судам на Дальнем Востоке требуется судоремонт ‒ Минпромторг

Министерство промышленности и торговли РФ и Всероссийская ассоциация рыбопромышленников в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне провели анализ потребностей в судоремонтных работах для региона, сообщили в ответ на запрос «ПортНьюс» в ведомстве. По его результатам, в период с 2022 по 2025 год ежегодно требуется выполнение специализированных работ на судоремонтных предприятиях для 60-80 единиц крупнотоннажных судов. При этом среднее количество ремонтов на класс, которые являются наиболее емкими по объему и срокам выполняемых работ, составляет 25-30 в год.

«Дальневосточный бассейн обладает самым многочисленным рыбопромысловым флотом. Производственные мощности судоремонтных предприятий Дальнего Востока на сегодняшний день не соответствуют потребностям гражданских заказчиков. Порядка 70% рыболовецкого и гражданского морского флота ремонтируется за рубежом. По данным отраслевых аналитиков, объем рынка работ по судоремонту на Дальнем Востоке составляет около 13-15 млрд рублей. Усредненный анализ стоимости ремонта флота показывает, что при объеме ремонтируемых судов около 500 единиц общая емкость рынка гражданского судоремонта по Дальневосточному бассейну составляет около 2,5 млрд рублей», ‒ заявили в Минпромторге.

Кроме того, в собственности дальневосточных компаний находится более 1100 единиц транспортного, нефтеналивного, рыбопромыслового флота, а также судов для прибрежного и внутрипортового плавания, из которого рыбодобывающий, рыбоперерабатывающий флот составляет около половины по количеству.

В России, в основном, ремонтируются малотоннажные рыбопромысловые суда, в то время как в сегментах транспортных, средне- и крупнотоннажных судов услугами российских поставщиков пользуется менее половины, добавили в ведомстве. Остальные судовладельцы уходят на ремонт в Южную Корею (75%), Китай (17%) и Японию (8%).

В Минпромторге уточнили, что в настоящее время на территории России эксплуатируется более 170 плавучих доков, находящихся на учете в Морском регистре и Российском классификационном обществе. Большая часть из них имеет значительный срок службы и эксплуатируется более 40 лет. По данным регистров, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне 23 единицы, Северном – 26 единиц, Северо-Западном – 18 единиц.

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/336018/

Татарстан заказал у СК "Ак Барс" три речных суда

Правительство Татарстана заключило контракт с судостроительной корпорацией «Ак Барс». Так, Татарстан заказал строительство двух скоростных судов на подводных крыльях проекта 03830 «Метеор-2020», а также одного пассажирского судна проекта А45-120 вместимостью 120 мест для плавания на линиях протяженностью до 600 км, передает "Реальное время".

Важную новость сообщил президент республики Рустам Минниханов на заседании Бассейнового совета Нижневолжского бассейнового округа. По его словам, закупки новых речных судов, строящихся на Зеленодольском заводе им. Горького, продолжатся.

В июне этого года зеленодольские судостроители спустили на воду первое судно на подводных крыльях «Метеоры-2020», которое построено по заказу речного перевозчика «Северречфлот» из Ханты-Мансийского автономного округа. Его стоимость оценивается в 400 миллионов рублей.

Тогда министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов заявил, что настал черед гражданского флота и обновления причальной инфраструктуры.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/tatarstan_zakazal_u_sk_ak_bars_tri_rechnyh_suda.html

Росморпорт ищет разработчика проекта модернизации ледоколов "Капитан Драницын" и "Капитан Хлебников"

Росморпорт проводит запрос котировок по выбору организации на право заключения договора о разработке проекта модернизации ледоколов "Капитан Драницын" и "Капитан Хлебников". Тендер опубликован в единой информационной системе в сфере госзакупок. Итоги будут подведены 14 октября, сообщает "Би-Порт".

Стартовая цена контракта – 98 млн рублей. Заявки на участие в аукционе можно подать до 4 октября. Главное требование к организации - отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

В конкурсной документации говорится, что подрядчику предстоит разработать и оптимизировать принципиальные проектные и конструкторские решения по модернизации и изменению класса судов.

После модернизации суда должны выполнять различные функции. Например, иметь возможность самостоятельно проводить крупнотоннажные суда, выполнять экспедиционные и пассажирские рейсы в межнавигационный период, в том числе в районах Арктики и Антарктики.

Модернизированные ледоколы также должны иметь неограниченный район плавания с возможностью выполнения международных рейсов.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/rosmorport_ischet_razrabotchika_proekta_modernizacii_ledokolov_kapitan_dranicyn_i_kapitan_hlebnikov.html

На Рыбинской верфи начинаются статические испытания СВП "Хаска-10"

На ООО "Рыбинская верфь" начинаются статические испытания универсального транспортного судна на воздушной подушке (СВП) "Хаска-10". Об этом Sudostroenie.info сообщили 23 сентября в пресс-службе Концерна "Калашников".

Статические испытания является частью швартовных испытаний и проводится для обкатки основных механизмов, а также для проверки работы воздушной системы накачки скегов (скег – ограждение зоны воздушной подушки) и работы движительно-рулевого комплекса судна под нагрузкой.

Как отметил генеральный директор Рыбинской верфи Сергей Антонов, в отличие от других судов на воздушной подушке применение гибких скегов позволит повысить экономичность и управляемость "Хаска-10" при сохранении достаточно высоких характеристик амфибийности, мореходности и ходкости.

После завершения статических испытаний, продолжительность которых ожидается в районе двух недель, судостроители приступят к испытаниям СВП "Хаска-10" на воде.

Судно "Хаска-10" создано в рамках реализации государственной программы Минпромторга России "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы". Уникальное грузопассажирское судно на воздушной подушке предназначено для выполнения круглогодичных транспортных операций в мелководной части арктических морей и труднодоступных районах Крайнего Севера России.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/37383.html

Минэнерго решил разработать восьмилетний план строительства судов для перевозки угля

На фоне проблем с балкерными судами (используются для перевозки насыпных грузов) Минэнерго заявило о необходимости разработки отдельной программы по развитию балкерного флота в перспективе десяти лет. Об этом со ссылкой на презентацию Российского энергетического агентства, структуры ведомства, пишут «Ведомости».

Потребности российских экспортеров в период до 2030 года оцениваются в 79 судов класса Panamax (дедвейт 52,5 тысячи тонны) и 13 единиц класса Capesize (дедвейт 170 тысяч тонн). В Минпромторге уточнили, что основой для программы должна стать консолидированная потребность заказчиков.

В презентации указано, что в негативном сценарии экспорт российского угля к 2030 году упадет на 64 миллиона тонн или 30 процентов к уровню 2021 года. В целевом сценарии падение составляет только 1,8 процента или четыре миллиона тонн. В 2022 году предполагается снижение поставок топлива за рубеж на 18 процентов по сравнению с прошлым годом.

Минпромторг оценивает потребность в судах балкерного флота в 126 единиц, в том числе 48 крупнотоннажных сухогрузов.

Дополнительно к ним потребуется 98 судов класса Handymax (дедвейт 40-50 тысяч) и Panamax. В своих оценках представитель ведомства сослался на данные Минтранса и Минсельхоза. При этом он уточнил, что подтверждения от заказчиков нет, и надо сначала уточнить характеристики судов и возможность их строительства в России.

Из-за значительного дефицита ресурсов Минпромторг собирается сосредоточиться на разработке стандартных проектно-технических решений, чтобы обеспечить серийность производства. Основными рисками называются загруженность производственных мощностей, а также необходимость локализации важного судового оборудования.

По оценке директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в настоящее время сухогрузный флот России насчитывает 902 судна общим дедвейтом 6,2 миллиона тонн. При условии двух рейсов в месяц объем перевозки достигает 145 миллионов тонн, что недостаточно не только для вывоза угля, но и всех других насыпных грузов.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров указал, что до 2024 года верфи, способные строить такие суда, полностью загружены заказами, при этом в сроках не учитываются поставки оборудования из стран, присоединившихся к санкциям.

Ранее консалтинговая компания Coalmint предсказала резкое падение поставок российского угля в Индию. Одной из причин такой ситуации был назван долгий период ожидания угольных судов и отказ владельцев балкерного флота сотрудничества с российскими компаниями.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/minenergo_reshil_razrabotat_vosmiletniy_plan_stroitelstva_sudov_dlya_perevozki_uglya.html

"Наутик Рус" представил новый траулер-свежьевик

Проектное бюро "Наутик Рус" представило в ходе V Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий (Global Fisheru Forum & Seafood Expo Russia 2022) проект траулера-свежьевика. Об этом сообщает корреспондент Sudostroenie.info с площадки мероприятия.

Как рассказал представитель компании, строительство головного судна по данному проекту ведется в Турции на верфи Celiktrans для заказчика из Испании. Закладка состоялась в марте 2022 года, завершение строительства запланировано на сентябрь 2023 года.

Траулер с фирменной носовой оконечностью Enduro Bow предназначен для добычи трески, минтая, пикши, камбалы, окуня, сельди, скумбрии, кальмара, креветки и других видов водных биологических ресурсов. На судне производится потрошение и охлаждение рыбы для последующей переработки на берегу. Судно оснащено четырьмя траловыми лебедками и способно вести лов тремя тралами одновременно. Для первичной обработки улова предусмотрена зона рыбопереработки площадью 285 кв. м.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/37376.html

НСРЗ представил среднетоннажный траулер-процессор

Находкинский судоремонтный завод (НСРЗ) в рамках V Международной рыбопромышленной выставки SEAFOOD EXPO RUSSIA 2022 представил макет среднетоннажного траулера-процессора проекта RP-272852 "Дмитрий Коноплев", это второе судно проекта, спущенное на воду НСРЗ. Судно предназначено для пелагического и донного траления, добычи массовых пелагических и донных видов рыб.

Максимальный суточный объём переработки минтая у траулера достигает 190 тонн в сутки, а сельди и скумбрии – 120 тонн в сутки. Судно способно выпускать рекордно большие объёмы продукции, при этом максимальная стоимость суточного выпуска продукции оценивается в сумму до $250 тыс.

Проект RP-272852 отличается запатентованной в России формой носовой оконечности DolphinBow ("Нос дельфина"), что позволяет снизить ледовое и дополнительное волновое сопротивление на 19-55%, повысить энергоэффективность, уменьшить расход топлива до 35%, а также увеличить скорость траления и мореходные качества.

На воду судно будет спущено 28 сентября. Напомним, что головное судно "Капитан Хазан" было спущено на воду 8 сентября.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/nahodkinskiy_sudoremontnyy_zavod_predstavil_srednetonnazhnyy_trauler-processor.html

КМЗ и Политех разработали безэкипажный гидрографический катер «Визир-М»

Производственный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Политех) совместно разработали гидрографический безэкипажный катер «Визир-М».

Безэкипажный катер производства КМЗ со складывающейся мачтой способен работать в условиях соленой и пресной воды, передает пресс-служба КМЗ. Катер готов к дождю, шторму, снегу и граду. Судно может выдержать волнение до 3-4 баллов и ветер до 6 баллов. Комплекс предназначен для патрулирования и разведки в сложных ветро-волновых условиях в дальней морской зоне и в области Арктики, буксировки гидроакустических кос и специальных устройств, проведения удалённых осмотровых работ с использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, размещенного на борту.

Также на борту судна располагаются интерферометрический гидролокатор бокового обзора и промерный эхолот. Съемка рельефа дна может выполняться методом обычного промера (точечное измерение глубины), промера с инструментальной (промежуточной) оценкой рельефа дна и методом площадного обследования.

Робототехнический комплекс «Визир-М» позволяет выполнять гидрографические задачи в автономном режиме. Для автоматизации и цифровизации гидрографических работ создана собственная отечественная информационно-управляющая система, включающая морскую систему технического зрения «Мурена», систему предупреждения столкновений судов, систему генерации гидрографических маршрутных заданий, гидрографическое программное обеспечение «ГидроСкан» и кибернетический интерфейс пользователя.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/kmz_i_politeh_razrabotali_bezekipazhnyy_gidrograficheskiy_kater_vizir-m.html

ОСК представила свои проекты на рыбопромышленном форуме

"Объединенная судостроительная корпорация" принимает участие в V Международном рыбопромышленном форуме и Выставке рыбной индустрии, морепродуктов и технологий (Global Fisheru Forum & Seafood Expo Russia 2022). Об этом сообщает корреспондент Sudostroenie.info.

По данным корпорации, в день открытия мероприятия стенд ОСК посетили министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев и руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

На стенде ОСК представлены некоторые модели рыбопромысловых судов, строящихся на предприятиях ОСК по программе инвестиционных квот, а также спроектированных в бюро корпорации. В частности, вниманию гостей стенда предлагаются модели траулера-процессора проекта 170701, ярусолова-процессора проекта MT1112XL, большого морозильного рыболовного траулера проекта СТ-192, траулера-сейнера проекта SK-3101R, а также большого морозильного рыболовного траулера проекта 00730.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/37372.html

"Корабелка" приняла участие в конференции "Российское судостроение"

Представители Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) приняли участие в работе IX Международной конференции "Российское судостроение". Об этом Sudostroenie.info рассказали в пресс-службе университета.

На пленарном заседании конференции выступил директор Института информационных технологий СПбГМТУ, декан факультета цифровых промышленных технологий Алексей Липис с докладом о реалиях и перспективах цифровых технологий в проектировании морской техники.

Помимо этого, в "Корабелке" при поддержке НЦМУ "Передовые цифровые технологии" и Института лазерных и сварочных технологий СПбГМТУ прошли мастер-классы по 3D-сканированию и современным методам измерений, а также по внедрению аддитивных технологий.

В мастер-классах участвовали представители ПАО "Газпром", ООО "МСС", АО "Силовые машины", АО "ЦС "Звездочка", ООО "Айякс", АО "Архангельский траловый флот", ПАО "Сбербанк" и АО "Кронштадтский морской завод".

Участникам мастер-класса «3D-сканирование и современные методы измерений» подробно рассказали о принципах работы и уникальных возможностях 3D-сканирования, недоступных при использовании других инструментов геометрического контроля. На мастер-классе по аддитивным технологиям слушатели узнали об особенностях использования и внедрения современных решений.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/37373.html

«Росморпорт» отремонтирует судно «Вега» за 7,1 млн рублей

ФГУП «Росморпорт» заключит контракт на ремонт электромеханической части обстановочного судна «Вега», сообщает RosTender.info. Подрядчик определится по итогам электронного аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Прием заявок на участие открыт до четвертого октября, начальная цена контракта – 7,1 млн рублей.

Согласно документации, обновить предстоит главный двигатель, дизель-генератор, насосы общесудовых систем и распределительные щиты. Работы пройдут в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург». Ожидается, что они завершатся не позднее 18 ноября текущего года.

Судно «Вега» было построено на судостроительном заводе «Пелла» в 2012 году. Его наибольшая длина составляет 17,86 метров, высота борта – 2,25 метров.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/98246/

Урок на танкере провели для школьников судостроительного класса

Обзорную экскурсию по производственной площадке АСПО Южного центра судостроения и судоремонта (входит в ОСК) провели для ребят из инженерного класса судостроительного профиля астраханской школы № 20. Пятиклассники ознакомились с технологическим процессом строительства судов и смогли побывать в рубке танкера-химовоза.

Знакомство с производством началось с посещения корпоративного музея предприятия. Ребята с удовольствием послушали историю завода, увидели макеты проектов, которые реализовались на верфи. Также узнали фамилии почетных судостроителей отрасли.

Продолжилась экскурсия в цеху, где заместитель генерального директора АСПО Александр Ещенко показал, как режется металл и идет сборка секций. Специально для учащихся на газорезательной машине вырезали силуэт корабля на память.

Самое большое впечатление на ребят произвело посещение танкера-химовоза. Школьники смогли пройти в рулевую рубку и узнать, как осуществляется управление судном. Каждый желающий смог посидеть в кресле капитана и подвигать джойстики пультов управления. Судостроители не могли отпустить ребят без посещения заводской столовой.

«Заинтересовать школьников профессией, сидя за партой, очень сложно. Только на производстве можно окунуться в заводскую атмосферу, почувствовать, насколько судостроитель – это творческая и интересная профессия. Ребята с таким интересом наблюдали за работой в цеху, на судне. Я уверен, что такие визиты станут доброй традицией и кто-то из них обязательно вернется на верфь в качестве сотрудника», – отметил заместитель генерального директора АСПО Александр Ещенко.

В Астрахани в четырех учебных заведениях открылись инженерные классы судостроительного профиля. Проект разработан Объединенной судостроительной корпорацией. Региональный куратор инженерных классов – Южный центр судостроения и судоремонта и Астраханское отделение Союза машиностроителей России.

Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/urok-na-tankere-proveli-dlya-shkolnikov-sudostroitelnogo-klassa/

Разное

Правительство Севастополя выделило деньги на оказание матпомощи мобилизованным

Правительство Севастополя выделило средства из резервного фонда на оказание единовременной денежной выплаты мобилизованным резервистам. Проект представила на сегодняшнем заседании директор департамента труда и соцзащиты населения Елена Сулягина. «Просим выделить из резервного фонда правительства Севастополя средства на оказание единовременной выплаты военнослужащим, призванным на территории города Севастополя на военную службу по частичной мобилизации, из расчёта 200 тысяч рублей на одного человека», – заявила она. Сулягина добавила, что восемь специалистов департамента уже работают в воинской части и начали принимать заявления. Работа будет организована и в предстоящие выходные.

«Прошу финансовые средства довести в максимально короткие сроки, чтобы уже в понедельник, край – вторник, эти выплаты были», – поручил губернатор Михаил Развожаев. Ранее он сообщал, что принято решение об оказании единовременной материальной помощи мобилизованным.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/51549

Жители ЛНР, ДНР, Запорожской и Харьковской областей голосуют на референдуме в Севастополе

В Севастополе с 10.00 сегодняшнего дня открыты четыре участка, где жители ЛНР, ДНР, Запорожской и Харьковской областей могут проголосовать на референдуме по вхождению этих регионов в состав России. На одном из них, который открыт в кинотеатре «Москва» для жителей Запорожской области, к обеду проголосовали несколько десятков человек. Всего в списках этой участковой комиссии значится 22450 человек. Но ожидают гораздо больше голосующих.

«И люди идут, которых нет в списках, но они проживают в Запорожской области. Они имеют полное право внести себя в дополнительный список по заявлению, – сообщила «Новому Севастополю» председатель участковой комиссии Галина Небылица. – Уже 25 человек пришли, которых нет в списках». Она отметила, что поступают десятки звонков с вопросами, в какое время участок будет работать в другие дни, как добраться и прочее. В субботу здесь ждут целую группу беженцев, которые сейчас временно размещены в севастопольском санатории.

Голосовать можно как по украинскому паспорту, так и по российскому, который граждане получили на освобождённых территориях. В последнем случае комиссия ориентируется на специальный штамп. «Сегодня пришла женщина, которая родилась и жила в Запорожской области, но прописана в Днепропетровске. Мы ей отказали», – говорит председатель участковой комиссии.

Беженцы смогут голосовать на избирательных участках в Севастополе пять дней – до 27 сентября включительно.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/51546

Сын главы Крыма отправился на службу в рамках частичной мобилизации

Сын главы Крыма Сергея Аксёнова уже сегодня отправился на службу в рамках частичной мобилизации. Об этом сообщил Крыминформ со ссылкой на руководителя региона. «На самом деле касается всех, есть категории граждан, которые не подлежат призыву в силу каких-то специальностей, связанных с высокотехнологичными производствами, выполнением гособоронзаказа. Закон один для всех. Сегодня мой сын был призван, утром уже выехал в подразделение, на территорию части. Пришел ко мне сам, горжусь своим сыном, поступком», – сказал Аксёнов.

Утром глава республики провожал из симферопольского военкомата первых призывников в рамках мобилизации. «В понедельник буду на территории подразделения, где будут базироваться все крымские мобилизованные, полностью понимаю свою ответственность в части их экипирования, подготовки, слаживания боевого», – добавил он.

Проходить боевое слаживание и подготовку призванные из Крыма будут в Севастополе.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/51545

Делегация Института биологии южных морей отправится в Сирию

Учёные севастопольского Института биологии южных морей провели ряд подготовительных встреч с представителями научных организаций Сирии – Университета Аль-Баас (город Хомс) и Высшего института морских исследований Тишринского университета (город Латакия). Был организован диалог, в ходе которого учёные обеих сторон выступили с презентациями, рассказали о своих исследованиях, определили направления для дальнейшего сотрудничества, а также договорились о создании рабочих групп для будущего взаимодействия специалистов Севастополя и Сирии.

«Делегация Института биологии южных морей отправится в Сирию уже в октябре 2022 года», – сообщила пресс-служба Института. Там отметили, что севастопольские учёные рассчитывают на проведение как фундаментальных исследований вместе с сирийскими учёными, так и практической работы.

Ранее сообщалось о сотрудничестве Севастопольского государственного университета со Службой древностей Сирийской Арабской Республики.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/51550

В Севастополе стартовали юнармейские игры «Юный водолаз»

В Севастополе на базе военной школы водолазов состоялась церемония открытия юнармейских игр «Юный водолаз». Более 100 юнармейцев, учеников школ Севастополя и Симферополя пройдут обучение и примут участие в состязаниях по двум категориям: состязания на суше и состязания в воде. Для выступления команд будут задействованы площадки в учебном центре ВМФ в Севастополе и Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова.

В первой категории среди участников будут выявлены лучшие в остропке затонувшего предмета на суше (ядро, бочка, труба), надевании гидрокостюма ARO-40, сборке и разборке соединительного узла, одевании водолаза в трехболтовое вентилируемое снаряжение, одевании водолаза в снаряжение водолазное универсальное с аппаратом АВМ-12К, а также в водолазной эстафете в составе команды.

Кроме того, ребята продемонстрируют свои навыки в снаряжении магазина специального подводного автомата АПС патронами 5,66 мм, снаряжении обоймы патронами 4,5 мм СПС, снаряжении специального водолазного пистолета.

Во второй категории юнармейцев ждут следующие испытания: «Фланец» – сборка и разборка соединительного узла под водой на время, «Эстафета» – прохождение дистанции в водолазной амуниции с передачей контрольного предмета, «Акватлон» – комплексный вид состязаний, состоящий из нескольких видов заданий проходящие на суше и воде.

25 сентября пройдет церемония закрытия и награждение победителей.

Команды получат дипломы, кубки и призы, победители в индивидуальном первенстве будут награждены медалями.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12439202@egNews

Память

Севастополь проводил в последний путь морпеха Артёма Николаевича Слобожанского

Старшего матроса стрелка-помощника гранатометчика десантно-штурмового батальона 336 гвардейской отдельной бригады морской пехоты Балтийского флота Артёма Николаевича Слобожанского похоронили в Севастополе.

Артём родился в Севастополе. В 2020 году окончил школу № 60 им. В.С. Пилипенко. Артем отслужил срочную службу в армии и в декабре 2021 года принял решение подписать контракт и продолжить служить.

Погиб геройски в Запорожской области, освобождая территорию от укронацистов. Попал под обстрел, не дрогнул, мужественно держался до последнего.

Вечная память нашему воину!

Источник: https://t.me/pavelbytsai/818


По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев