25.08.2021 г. Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

 

Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ

Действия по обороне побережья с последующим наступлением отработали военные в Крыму

Оборону побережья отработали в Севастополе военнослужащие Черноморского флота. "Военнослужащие ЧФ продемонстрировали розыгрыш семи тактических эпизодов. В том числе – действия разведывательных подразделений на маршрутах развёртывания береговых ударных групп, развёртывание береговой ударной группы для обороны участка побережья, действия мотострелкового взвода на БТР-80 в наступлении и показ боевых возможностей танка Т-72Б3М", – сказано в сообщении ЧФ.

Отработка учебно-боевых задач в Севастополе осуществлялась в рамках генеральной репетиции динамического показа, который планируется провести в один из дней работы Международного военно-технического форума (МВТФ) "Армия-2021". Завершился показ пролётом оперативно-тактической, армейской и морской авиации, в воздушном строю были задействованы самолёты Су-24М, Су-30СМ, Су-25, Су-27 и вертолёты Ми-28, Ка-52, Ка-27М. В статическом показе будет представлено 54 единицы вооружения, военной и специальной техники, в том числе система ПВО С-400 "Триумф", танки Т-72Б3 и реактивные системы залпового огня "Град", говорится в сообщении.

"Готовность подразделений, принимающих участие в МВТФ "Армия-2021" оценивал командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Осипов", - сказано в пресс-релизе.

По данным флота, форум "Армия-2021" на площадках Южного военного округа пройдёт с 27 по 29 августа.

Источник:   ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=555922&lang=RU

Международный военно-технический форум «Армия-2021» на площадках ЮВО пройдёт с 27 по 29 августа 

План работы Форума на главной площадке в Севастополе:

27 августа – работа представителей и специалистов предприятий ОПК, а также проведение мероприятий научно-деловой программы;

с 28 по 29 августа – дни открытого посещения форума.

Во всех местах проведения Форума будет организован комплекс санитарно-противоэпидемических мер, направленных на противодействие угрозе распространения новой коронавирусной инфекции. На площадках Форума будут организованы: термометрия посетителей, контроль соблюдения масочного режима, развернуты пункты со средствами индивидуальной защиты (масками, респираторами, перчатками), антисептиками для дезинфекции рук.

Дни массового посещения Форума будут сопровождаться показательными выступлениями авиации и бронетехники, лазерным, световым и фаер-шоу, а также проведением тактических розыгрышей на специально подготовленной площадке.

На сцене парка «Патриот» ежедневно будут проходить концерты с участием творческих коллективов Крыма, в том числе Ансамбля песни и пляски ЧФ, оркестра ЧФ, группы «Бастион», артистов Дома офицеров ЧФ, Балаклавского дворца культуры. Кроме того, все желающие смогут посетить статический показ кораблей флота на причале морского вокзала города, на которых будет организовано свободное посещение.

Также площадки форума развернуты в Городах-Героях Новороссийске и Керчи, а также в городе Симферополе.

Завершится Международный военно-технический форум «Армия-2021» на площадке ЮВО в Севастополе проведением торжественной церемонии закрытия с красочным фейерверком.

Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота

 

Кораблестроение и судоремонт

Минобороны заключило новые контракты на поставку «разведчиков» и тральщиков

Министерство обороны России подписало контракт с Зеленодольским заводом имени А.М. Горького на поставку серии средних разведывательных кораблей, сообщили журналистам в военном ведомстве. "В ходе Международного военно-технического форума "Армия-2021" подписан государственный контракт на изготовление и поставку средних разведывательных кораблей", – сказали в военном ведомстве. Документ был подписан заместителем министра обороны РФ Алексеем Криворучко и генеральным директором завода Александром Филипповым.

Кроме того, Минобороны подписало контракт со Средне-Невским судостроительным заводом на строительство и поставку базового тральщика проекта 12700.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=555899&lang=RU

ОСК рассчитывает заключить контракт на серию больших круизных лайнеров

"Объединенная судостроительная корпорация" планирует до конца года заключить контракт на строительство нового круизного лайнера с опционом на серию из трех судов. Об этом журналистам сообщил в ходе брифинга глава ОСК Алексей Рахманов, передает ТАСС. "На сегодняшний день контракт не подписан, он находится в стадии обсуждения. Договоренность такая, что если это и будет, то это будет серия минимум из 4-х теплоходов. Мы делаем все для того, чтобы заказ [на головное судно] был подписан в этом году. Мы еще до конца не договорились, но браться за выполнение еще одного головного заказа нам не интересно", – сказал он. Рахманов отметил, что с заказчиком обсуждается новый проект, отличающийся от первых двух круизных лайнеров PV-300, при этом он не стал раскрывать заказчика.

Ранее глава ОСК сообщал, что корпорация может заключить рамочный контракт с "Водоходом" на строительство нового круизного лайнера до середины июня. Предварительный договор должен был содержать ориентировочную стоимость лайнера, после заключения договора планировалось подготовить технический проект, определить сроки и бюджет строительства судна. Глава ОСК уточнял, что это будет относительно длинная серия однотипных судов, которые корпорация будет предлагать не только "Водоходу", но и другим российским заказчикам. Они будут аналогичны круизным лайнерам проекта PV300, но рассчитаны не на 300 пассажиров, а максимум на 200.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/91197/

"Рособоронэкспорт" сообщил о продаже за рубеж подводных лодок с "Калибрами"

Россия реализовала сделки по продаже подводных лодок и кораблей, вооруженных ракетами "Калибр" в экспортном облике, сообщил глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев. "Рособоронэкспортом" подписаны и реализованы контракты на поставку кораблей и подводных лодок, оснащенных ракетами "Калибр", в интересах нескольких ВМС стран мира", – сказал Михеев "Интерфаксу" на форуме "Армия 2021".

"В настоящее время проводятся технические консультации и предконтрактные переговоры с рядом стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока на поставку кораблей проекта 22800Э "Каракурт", – сказал глава компании. Он заявил, что интерес как к ракетам системы "Калибр", так и к оснащенными ими кораблям и подводным лодкам, сохраняется.

"Эти ракеты показали свою высокую эффективность в ходе антитеррористической операции в Сирии. Тогда весь мир увидел, что Россия в очередной раз перевернула страницу истории развития ВМФ, показав способность относительно небольших по водоизмещению кораблей, фрегатов, корветов и МРК, а также неатомных подводных лодок применять мощное высокоточное оружие на большие расстояния", – заявил Михеев. По его словам, ракетная система "Калибр" может устанавливаться на многие современные российские корабли, продвигаемые "Рособоронэкспортом" на внешний рынок, в том числе на новейшие МРК "Каракурт" и "Сарсар", фрегат проекта 22356, дизель-электрические подводные лодки проекта 636.

"Калибр" – семейство российских крылатых ракет. Разработаны ОКБ "Новатор" (входит в АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей"). Российские подлодки в прошлом наносили удары "Калибрами" из акватории Средиземного моря по боевикам в Сирии.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=555977&lang=RU

Опорный банк Ростеха профинансирует проекты гражданского судостроения на 20 млрд рублей

Новикомбанк, опорный банк Госкорпорации Ростех, направит на финансирование гражданских проектов АО «Объединенная судостроительная корпорация» 20 млрд рублей. Соответствующее соглашение заключено на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021». Подписи под документом поставили Председатель Правления Новикомбанка Елена Георгиева и Генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов, сообщили порталу «Морские вести России» в пресс-службе Ростеха.

«Для Объединенной судостроительной корпорации и входящих в нее предприятий Новикомбанк – надежный, проверенный партнер. Этот банк активно поддерживает проекты по диверсификации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности. Судостроение остро нуждается в «долгих деньгах», поскольку жизненный цикл современного гражданского судна – это не годы, а десятки лет. Пришло время, когда отслужившие пять, шесть, а то и семь десятков лет суда еще советской постройки массово выводятся из эксплуатации, и именно от нас зависит, чем мы сможем их заменить. Рад, что в этом деле нам поможет именно Новикомбанк», – сказал Генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов. 

«Судостроение является одной из приоритетных отраслей в кредитном портфеле Новикомбанка. Наша основная задача – финансирование ключевых проектов российской промышленности, направленных на повышение ее эффективности и конкурентоспособности. Судостроение – это та отрасль, которой необходима полноценная поддержка финансовых институтов. Только путем долгосрочного сотрудничества мы сможем развить научно-технический потенциал предприятий и успешно реализовать программы импортозамещения», – отметила Председатель Правления Новикомбанка Елена Георгиева.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/91216/

Невское ПКБ представило концепт корабля обеспечения для Арктики

Невское проектно-конструкторское бюро представило на форуме "Армия-2021" перспективный корабль обеспечения и поддержки сил высадки в арктической зоне проекта 15550 "Хаски", который сможет выполнять боевые и логистические задачи по всей протяженности Северного морского пути. Об этом сообщил ТАСС замгендиректора бюро по кораблестроению и военно-техническому сотрудничеству Алексей Юхнин. "Корабль "Хаски" может эффективно решать как задачи боевого патрулирования в районах арктической зоны, так и широкий круг логистических вопросов. В зону его ответственности входят акватории Баренцева и Карского морей, вся протяженность Северного морского пути, а также районы Новосибирских островов и Земли Франца-Иосифа", – сказал Юхнин.

Он отметил, что основное предназначение кораблей этого проекта – патрулирование в полярных водах, поддержка тактических групп, выполняющих задачи в арктической зоне. Кроме того, корабль достаточно приспособлен для доставки разнородных грузов и транспортировки личного состава, имущества и техники. По оценке Юхнина, главные размерения перспективного корабля проекта позволяют организовывать его строительство на любой отечественной верфи, а унификация систем и комплектующих может обеспечить сроковые и стоимостные показатели и стоимостные параметры проекта.

При водоизмещении до 14 тыс. тонн и экипаже около 120 человек корабль способен обеспечить скорость хода до 15 узлов, автономность около 60 суток. На корабле предусмотрено мощное крановое оборудование, позволяющее выполнять погрузку и выгрузку техники и вооружения, состоящей на вооружении подразделений и частей, выполняющее свои задачи в арктической зоне. На его борту могут базироваться четыре беспилотных летательных аппарата и один вертолет Ми-8 или его модификации. Вооружение корабля составляет две 30-миллиметровые артустановки АК-630М. Кроме того, корабль проекта "Хаски" способен принять на борт дивизион берегового ракетного комплекса "Бастион", личный состав мотострелковой бригады или 30 автомобилей "Камаз-5350" с 1 700 тонн дизельного топлива.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/91198/

 

Разное

SIMBF 2021: «Рыбная промышленность и аквакультура: обеспечение продовольственной безопасности страны. Die Another Day»

IX Международный морской бизнес-форум SIMBF 2021 станет площадкой для конкурсного отбора и экспертной оценки наиболее ценных предложений, направленных на насыщение российского рынка доступными и качественными отечественными морепродуктами. Выбор будет сделан экспертами в рамках проведения панельной дискуссии «Рыбная промышленность и аквакультура: обеспечение продовольственной безопасности страны. Die Another Day» 7 октября 2021 года в г. Севастополе.

Перспективным проектом по поставкам свежемороженой рыбы и других морепродуктов на рынок европейской части России, в Санкт-Петербург и Москву является проект перевозки данной продукции морским транспортом из российских портов Дальнего Востока в Мурманск, Архангельск или Санкт-Петербург по Северному морскому пути.

Северный морской путь – кратчайший морской путь между Дальним Востоком и европейской частью России. Традиционный маршрут через Суэцкий канал в два раза длиннее. Стоимость и срок перевозки продуктов – в два раза выше.

Основные отечественные морские продовольственные ресурсы сосредоточены в морях Дальнего Востока, а основные потребители этих продуктов проживают в европейской части страны на расстоянии нескольких тысяч километров. Исторически сложилось так, что европейская часть России, где проживает львиная доля населения, при большом дефиците рыбных товаров получает только мизерное количество рыбы, выловленной в дальневосточном бассейне.

Рыбопромышленники уже не раз опробовали арктическую трассу Севморпути для доставки рыбы и других морепродуктов в европейскую часть России, но это были единичные случаи. Поэтому для организации регулярной арктической линии в первую очередь необходимо построить специализированный рефрижераторный флот. Имеемый же флот РФ, по словам судовладельцев, не соответствует параметрам для использования в условиях СМП, за исключением нескольких судов типа «Бухта Русская».

На Форуме SIMBF 2021 будет представлен концепт-проект рефрижератора нового поколения для плавания по Северному морскому пути. Считается, что его строительство и использование в России позволит обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации в стратегической перспективе за счет бесперебойных поставок доступных морепродуктов с Дальнего Востока. Это также позволит уменьшить количество посредников между конечным потребителем и рыбодобывающим предприятием. Рефрижераторы смогут перевозить дешевые овощи, фрукты и другие виды продовольствия обратным рейсом – с запада на восток нашей страны.

Для строительства рефрижераторного флота необходимо будет внести изменения в документы стратегического планирования России. Предложения по доработке стратегических документов будут рассмотрены экспертами в ходе обсуждения планов строительства судов на отечественных верфях. Очевидно, что для создания рефрижераторов на верфях России понадобятся программы субсидирования их строительства или/и программы поддержки судовладельцев, перевозящих доступные широкому кругу населения продукты Северным морским путем.

В рамках дискуссии Die Another Day экспертам дополнительно будут представлены успешно действующие фермерские аквакультурные проекты выращивания мидий и устриц в г. Севастополе и Республике Крым. Проекты предусматривают не только выращивание аквакультурной продукции, но и ее реализацию через собственные точки продаж, а также магазины, рестораны и кафе партнеров.

Сбор предложений по включению проектов в программу SIMBF 2021 продолжается.

По результатам проведения Форума проекты победителей отбора будут отмечены дипломами SIMBF 2021, а также получат содействие в их масштабировании и продвижении.

Источник: https://www.simbf.ru/ru/novosti/648-rybnaya-promyshlennost-i-akvakultura-obespechenie-prodovolstvennoj-bezopasnosti-strany-die-another-day

Севастопольские учёные провели подводные археологические исследования в Абхазии

Завершён первый этап исследований международной экспедиции Севастопольского государственного университета (СевГУ) и Института востоковедения РАН, проводившейся совместно с Абхазским государственным музеем. Подводно-археологические исследования проводились в акватории городов Гудаута, Сухум и Очамчира.

«В акватории Сухума обследован район морского дна, прилегающий к Сухумской крепости. В этом районе некогда располагалась пока не обнаруженная легендарная Диоскурия, а позднее – римский город и крепость Себастополис. От названия этого римского поселения получил имя современный Севастополь. На морском дне обследованы остатки крепостных сооружений, относящихся к римскому и византийскому периодам, проведена гидролокационная разведка акватории на площади более 100 га», – сообщила пресс-служба СевГУ.

В акватории Гудауты проведена масштабная разведка морского дна с целью обнаружения места кораблекрушения судна предположительно V века до нашей эры, так как из этого района неоднократно поднимался керамический материал, в частности, амфоры, относящиеся к этому периоду. Гидролокатором бокового обзора обследована акватория в 5 квадратных километров. В следующем сезоне работы в этом районе будут продолжены.

У Очамчира проведены исследования в акватории, прилегающей к древнему городу Гиенос – античный город и ранневизантийское поселение. Сегодня здесь проводятся исследования храма VI века византийского периода и более древних слоев, относящихся к VI-V векам до нашей эры.

В прошлом году в рамках Ялтинского международного форума планировалось создание международной ассоциации античных городов.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/44534

 

Происшествия

Купальщика в Крыму насмерть задавило катером

Крымчанин заплыл за пределы зоны, отведенной для отдыха и был травмирован судном.

Житель Феодосии погиб в результате наезда на него катера в море возле поселка Орджоникидзе (Феодосия). Об этом сообщила пресс-служба крымской транспортной полиции.

Трагедия произошла в бухте Двуякорная, когда 58-летний отдыхающий заплыл за пределы зоны, отведенной для купания. Мужчина был травмирован катером, который тянул за собой «таблетку» для прыжков в воду. Он скончался еще до приезда медиков.

Сейчас на месте происшествия работают следователи, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Источник: https://primechaniya.ru/kupalshhika-v-krymu-nasmert-zadavilo-katerom/

Разлив нефти под Новороссийском произошел из-за отсутствия ремонта – Абрамченко

Основной причиной разлива нефти под Новороссийском, который произошел 7 августа, является отсутствие капитального ремонта объекта. Об этом сообщила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, передает ТАСС. "То, что случилось, в качестве основной причины на этом объекте было связано с многолетней эксплуатацией без капитального ремонта", – сообщила она журналистам во вторник.

Как ранее сообщал гендиректор Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Николай Горбань, причиной разрушения гидрокомпенсатора на выносном причале нефтеналивного терминала КТК, из-за которого произошел залповый выброс нефти при погрузке на танкер в порту Новороссийска, мог стать заводской брак.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/91218/


По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев

Отредактировал С.А Плотников