13.08.2021 г. Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия
Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ
В ЮВО заявили о значительном росте активности авиации НАТО в Черноморском регионе
Авиация НАТО в 2021 году в три раза увеличила интенсивность полетов над акваторией Черного моря, заявил командующий 4-й армией ВВС и ПВО Южного военного округа Николай Гостев.
По словам командующего армией ЮВО, в последнее время страны Североатлантического альянса проявляют особый интерес к южным рубежам РФ. Он отмечает, что в сравнении с 2020 годом интенсивность полетов разведывательной авиации НАТО в Черноморском регионе увеличилась почти в три раза. «Для сравнения: в 2019 году авиация наших западных «партнеров» в Южной зоне ответственности выполнила 270 разведывательных полетов, в 2020 году – около 530, а с начала этого года уже более 560», – информирует Гостев. Он также добавил, что помимо американских разведывательных самолетов и беспилотников, в небе над Черным морем была замечена французская тактическая авиация.
Источник: https://riafan.ru/1502492-v-yuvo-zayavili-o-znachitelnom-roste-aktivnosti-aviacii-nato-v-chernomorskom-regione
Севастопольский военкомат формирует боевой резерв
Минобороны РФ проводит комплектование боевого армейского резерва страны (БАРС) в Севастополе. Это плановая деятельность по повышению обороноспособности страны и поддержанию вооружённых сил в готовности к выполнению поставленных перед ними задач. Севастопольский военкомат ведёт приём заявлений на зачисление в резерв.
«А задачи бывают разные – не только выполнение боевых каких-то (действий). Мы с вами убедились в этом году – на Крымском полуострове было дождливо, и реки выходили из берегов в Керчи, в Ялте. И для этого (преодоления последствий) привлекались военнослужащие вооружённых сил министерства обороны. А вы знаете, что военнослужащие по призыву получают военную специальность год – 365 дней. А при наличии сейчас в вооружённых силах современной техники, конечно, это мало. А тут ещё отвлечение военнослужащих на ликвидацию последствий оказания помощи в стране», – акцентировал внимание военный комиссар Севастополя Сергей Чижов.
Программа БАРС существует в России около двух лет. В Севастополе количество резервистов исчисляется десятками человек. Сейчас проводится дополнительный набор граждан, пребывающих в запасе – только мужчин. Он будет длиться, пока не наберётся необходимое пополнение. В севастопольском военкомате рассчитывают, что в сентябре работа завершится.
Резервисты заключают контракт с вооружёнными силами, прикрепляются к конкретной воинской части и должности, периодически участвуют в учебных занятиях, сборах и учениях. При этом получают материальное вознаграждение.
«С одной стороны, это готовность проявить свою жизненную позицию и готовность встать на защиту Родины подготовленным специалистам. С другой стороны, регулярно и стабильно получать от государства дополнительные выплаты с пребыванием в БАРСе, как находясь на сборах или занятиях, так и в повседневной жизни, находясь дома и на работе», – добавил Чижов.
Учения и сборы – плановые. Занятия проводятся один – четыре раза в месяц. Сборы – примерно раз в год. Во время нахождения в БАРСе возможен карьерный рост и присвоение очередных воинских званий.
Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/44335
Украинские ВМС находятся на стадии комариного флота
Как сообщает китайское издание Sina, украинские ВМС, несмотря на поддержку со стороны НАТО, все еще продолжают находиться на «стадии комариного флота».
По мнению журналистов, Североатлантическому альянсу удалось лишь немного повысить способность Киева как получать, так и отправлять информацию от НАТО, нисколько не скрывая при этом того факта, зачем реально оказывается поддержка Киеву. Китайские эксперты утверждают, что после 2014 года Россия значительно укрепила свои позиции в Чёрном море, что вызывает определенное беспокойство Вашингтона, сделавшего Украину своеобразным плацдармом для противодействия агрессии со стороны РФ. Таким образом, даже несмотря на то обстоятельство, что Украина просто не сможет потеснить Россию в Чёрном море, США продолжают оказывать Киеву поддержку, прежде всего, в виде списанных катеров.
Источник: https://infosmi.net/politic/244661-ukrainskie-vms-nahodyatsya-na-stadii-komarinogo-flota/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
МОУ решило превратить корвет “Владимир Великий” во фрегат
Корабль «Владимир Великий», который начинал строиться как корвет проекта 58250, станет фрегатом. Такое решение было принято в Минобороны Украины и озвучено его главой Андреем Тараном.
Чтобы достроить «корвет-фрегат», Киеву придется выложить чуть больше восьми миллиардов гривен. Кроме того, потом еще потребуется вооружить корабль, так как «боекомплект» в эту сумму не входит.
Это второе упоминание о «Владимире Великом» за время президентства Зеленского. В 2019 году глава государства уже заявлял о его достройке и необходимости заложить сразу несколько корветов того же проекта. Но поиски денег на проведение работ не дали результатов. Вполне вероятно, что за два года Украина стремительно разбогатела.
В настоящий момент готовность корабля, отдельные блоки которого располагаются на одном из бывших судостроительных предприятий, составляет 17 процентов.
Источник: https://discover24.ru/2021/08/minoborony-ukrainy-reshilo-prevratit-korvet-vladimir-velikiy-vo-fregat
На Украине захотели отказаться от «совковости» на параде в День независимости
Украина отойдет от «советских стандартов» организации парада в День независимости страны, мероприятие пройдет по-новому, заявил украинский министр обороны Андрей Таран. По его словам, очень символично, что в этом году, на тридцатую годовщину независимости, Украина отходит от «советской системы организации парадов», передает ТСН.
«Оставили «совковость» позади. Были некоторые мысли относительно организации парада, даже этого парада, юбилейного, на тридцатую годовщину. И предлагалось так, как было раньше, провести объезд войск на автомобилях, «здравствуйте, товарищи, поздравляю вас с годовщиной великой октябрьской социалистической революции, ура!». Я говорю: «Что, ребята, доколе мы будем идти за советскими стандартами?! Надо уже отходить. Этого, наверное, уже нигде нет, кроме России», – сказал Таран.
Ранее сообщалось, что украинские парашютисты устроят на аэродроме в Днепропетровской области показательное выступление в честь Дня независимости, станцевав гопак во время прыжка.
Источник: Взгляд https://vz.ru/news/2021/8/12/1113520.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
На острове Змеиный украинская разведка установила систему контроля надводных и подводных целей
В Черном море на острове Змеиный (выход из дельты Дуная) украинская разведка установила систему контроля надводных и подводных целей. Помимо этого, военнослужащие Главного управления разведки Минобороны Украины повели учения, на которых лично присутствовал глава этой спецслужбы полковник Кирилл Буданов. Об этом сообщает пресс-служба ГУР МО Украины.
Военнослужащие ГУР МО Украины тренировались вести огонь из стрелкового оружия, пользоваться переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) и устанавливать мины под водой. За всем этим наблюдал Буданов, который прибыл на остров Змеиный с проверкой, чтобы убедиться в готовности разведчиков выполнять свои обязанности по предупреждению вероятного вторжения российских военных на остров.
Опасения по этому поводу возникли после упоминания Змеиного президентом РФ Владимиром Путиным в своей статье об Украине. В Киеве утверждают, что он это сделал неслучайно, поэтому следует быть наготове.
С этим также связана установка на острове системы наблюдения за подводной и надводной обстановкой, предоставленной неназванными зарубежными партнерами. Пока у разведчиков не было такой аппаратуры, её функции выполнял боец с обычным биноклем.
Остров Змеиный и его обитатели уже, наверное, привыкли к визитам больших чиновников и высокопоставленных военных. В прошлом месяце здесь побывали командующий ВМС Украины контр-адмирал Неижпапа и глава (теперь уже бывший) Генштаба генерал-полковник Хомчак.
Источник: https://topwar.ru/185755-na-ostrove-zmeinyj-razvedka-vsu-ustanovila-sistemu-kontrolja-nadvodnyh-i-podvodnyh-celej.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Украинские корабли с морпехами вернусь в Одессу с учений в Грузии
Как сообщают украинские СМИ, «корабельная тактическая группа Военно-морских сил Вооруженных сил Украины вместе с морскими пехотинцами вернулись «после успешного» проведения в Грузии учений «Agile Spirit-2021». Об этом ИА «Контекст-Причерноморье» сообщили в службе по связям с общественностью Командования ВМСУ.
Переход морем из грузинского порта Поти осуществила корабельная тактическая группа в составе среднего десантного корабля «Юрий Олефиренко» и патрульного катера «Славянск». На них в Одессу вернулись украинские морские пехотинцы, которые принимали участие в многонациональных учениях «Agile Spirit-2021».
Встречал военнослужащих, которые «достойно представляли нашу страну на международных учениях» командующий ВМС ВС Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа. Он отметил: «Впервые с 2014 года к обеспечению международных учений была привлечена корабельная тактическая группа Военно-морских сил Вооруженных сил Украины. В то же время на другом направлении, у берегов Румынии поисково-спасательное судно национального флота вместе со сводным водолазным подразделением принимало участие в противоминных многонациональных учениях «Дайв-2021». В районе острова Змеиный, корабли и суда национальных ВМС во взаимодействии с подразделениями морской пехоты, морской и силами других видов, родов Вооруженных Сил Украины и ведомств Украины приняли участие в комплексном тактическом учении с отработкой практических действий по обороне и отражению нападения условного противника. РФ должна понимать, что Черное и Азовские моря – не их личные внутренние воды, это зона свободного судоходства для кораблей и судов всех стран мира. Мы и далее будем там, где мы нужны и будем выполнять задачи по обеспечению безопасности и стабильности в Черноморском и Азовском бассейнах».
При переходе морем корабли ВМС ВС Украины преодолела расстояние почти 1000 морских миль. Экипажи при этом отработали ряд корабельных боевых учений, среди которых противокорабельная, противовоздушная, противоминная обороны, борьба за живучесть корабля и тому подобное. Проведены тренировки по тактическому маневрированию и сигналопроизводству по стандартам Североатлантического альянса. К корабельным учениям привлекались и морские пехотинцы, которые несли дежурство по наблюдению за воздушной и надводной обстановкой.
Источник: https://www.prichernomorie.com.ua/engine/index.php?region_id=1&all_param=news/armed/2021-08-12/213723.php&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Стало известно, чем вооружат турецкие корветы для ВМС Украины
Министерство обороны Украины рассказало, каким вооружением будет обладать военный корвет класса Ada, который строит Турция для нужд Военно-морских сил Украины. Об этом сообщили в Минобороны в ответ на запрос «Радио Свобода».
На четырёх единицах ожидается установка противокорабельного ракетного комплекса Harpoon производства США в качестве ударного ракетного оружия. Также на корветах будут стоять зенитно-ракетные комплексы VL MIKA, артиллерийские установки OTO Melara Super Rapid (76 мм) и Millennium (35 мм), а также дистанционно управляемые стабилизированные пулемёты (12,7 мм) Aselsan STAMP. Минно-торпедное вооружение корвета будет состоять из торпедных аппаратов (324 мм) с противолодочными торпедами Murene 90 Impact. Таким образом, корвет оснастят американским, европейским и турецким вооружением.
Также в Минобороны объяснили, почему строительство корвета для Украины началось в 2021 году, хотя, согласно стратегии ВМС, корабли такого класса должны поступать не ранее 2025-2030 годов.
«Согласно мировому опыты, срок строительства кораблей класса „корвет” составляет 3-6 лет и требует освоения его как боевой системы ещё 1-2 года и более. Таким образом, полное приобретение способностей первого корвета ожидается не раньше 2026. Учитывая указанное, в соответствии со Стратегией ВМС, для обеспечения поступления корветов во втором этапе (2025-2030 годы) строительство первого корабля этого класса было начато на I этапе», – заявили в Минобороны.
Источник: https://sharij.net/stalo-izvestno-chem-vooruzhat-tureczkie-korvety-dlya-vms-ukrainy?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Кораблестроение и судоремонт
«Красное Сормово» передало «Альфе» «Альфа Аквилон»
ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) передал АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) судно проекта RSD59 «Альфа Аквилон». Компании подписали двухсторонние акты приема-передачи девятого, завершающего судна в серии сухогрузов для транспортной компании «Альфа». Напомним, «Альфа Аквилон» спущен на воду 9 июля 2021 года.
По словам генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаила Першина, переданное судно успешно прошло швартовные и ходовые испытания в акватории Волги. «Мы завершили строительство девяти сухогрузов для ООО «Альфа». Сегодня передано заказчику завершающее судно серии, и сегодня же из акватории завода ушел сухогруз «Николай Леонов», который вскоре отправится в свой первый рабочий маршрут», – сообщил Михаил Першин. Он добавил, что сормовский завод уже приступил к строительству новой серии сухогрузных теплоходов RSD59 из 11 судов. Всего со стапеля завода «Красное Сормово» сошли 29 теплоходов проекта RSD59. На сегодня завод стал лидером по количеству построенных сухогрузов этого типа среди отечественных судостроительных предприятий.
Суда проекта RSD59 предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов и грузов категории «В».
Ранее завод «Красное Сормово» и ГТЛК подписали двухсторонние акты приема-передачи сухогрузов «Леонид Пестриков», «Николай Леонов», «Альфа Гелиос» и «Альфа Гермес» для транспортной компании ООО «Альфа». Напомним, сухогруз «Леонид Пестриков» принял участие в параде Победы 9 мая 2021 года в Нижнем Новгороде.
Завод «Красное Сормово» благодаря реализации программы повышения производительности труда сократил сроки строительства сухогруза проекта RSD59 с 9 до 6 месяцев с момента резки металла до передачи судна заказчику. На сегодня это рекордный показатель среди судостроительных предприятий России.
Источник: Пресс-служба ПАО «Завод «Красное Сормово»
На Северной верфи началось строительство десятого траулера для Группы «Норебо»
На Северной верфи (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) началось строительство десятого траулера проекта 170701 «Капитан Соснин» для Группы «Норебо» по заказу компании «Сахалин Лизинг Флот».
Выступая на церемонии закладки десятого траулера, технический директор УК «Норебо» Павел Косолапов сказал: «Хотя до завершения всего проекта ещё далеко, но половину пути мы уже прошли. Мы научились вместе преодолевать сложности, с которыми сталкивались и продолжаем сталкиваться. И основной вывод, который можно сделать уже сейчас, в том, что на наших глазах происходит возрождение отечественного гражданского судостроения. Мы знаем, какие современные суда нужны нашему флоту, и наш опыт помогает верфи приобретать новые компетенции в области строительства высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота. Впереди новая серия ярусоловов и новые интересные проекты, которые мы хотим реализовать на Северной верфи».
Генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов отметил: «Закладка десятого судна серии – это по-настоящему знаковое событие. Для судостроителя ничего лучше желать просто невозможно. Мы сейчас проходим непростой путь, буквально вскарабкиваемся на вершину новых знаний и компетенций, связанных со строительством крупного рыбопромыслового флота, и в таком тесном и плодотворном сотрудничестве с холдингом «Норебо», я уверен, преодолеем все трудности и создадим самые лучшие траулеры-процессоры в мире. Это задумка заказчика, и задача Северной верфи – ее реализовать. Уже можно сказать, что каждое судно серии будет иметь меньше проблем, строиться более оптимальными темпами, и десятое судно непременно станет венцом этого прекрасного проекта!».
Траулер предназначен для лова и переработки сельди, минтая и других промысловых видов рыбы в акватории Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Современная многофункциональная рыбофабрика обеспечит практически полную переработку рыбы на судне, выпуская мороженую рыбу, рыбное филе, икру и печень минтая, рыбный фарш и муку.
Проектная и рабочая конструкторская документация судна разработаны отечественным конструкторским бюро Nautic Rus. Серия рыбопромысловых траулеров-процессоров неограниченного морского плавания проекта 170701, строящаяся Северной верфью для Группы «Норебо», состоит из десяти судов, шесть из них будут работать в Северном бассейне, а четыре – в Дальневосточном. Впервые для российских промысловых судов применена новая архитектура корпуса — капсулообразная форма носовых обводов с оконечностью типа Enduro Bow. Это позволяет увеличить площадь рабочего пространства на борту и улучшить мореходные характеристики.
Десятый траулер назван в честь Виктора Ефимовича Соснина, всю профессиональную жизнь проработавшего в рыбодобывающей отрасли Дальнего Востока, в том числе более 10 лет – капитаном траулеров.
Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/na-severnoy-verfi-nachalos-stroitelstvo-desyatogo-traulera-dlya-gruppy-norebo/
ОИС "Евгений Горигледжан" сдадут в этом году
ОИС проекта 02670 "Евгений Горигледжан" поставлено в док для монтажа винтоповоротной колонки и подруливающих устройств. Об этом сообщает официальный Instagram ПСЗ "Янтарь". Колонка успешно прошла испытания и отгружена на завод, она будет доставлена на завод паромным сообщением во второй декаде августа. Ранее на предприятие были доставлены подруливающие устройства. В создании комплекса оборудования принимали участие ЦМКБ "Алмаз", НПО "Винт" и ПО "Вега".
Судно, заложенное 19 марта 2016 года, планируется сдать заказчику в этом году. Оно названо именем генерального конструктора атомных подводных лодок специального назначения в ЦКБ МТ "Рубин".
Разработчик проекта – ЦМКБ "Алмаз". Судно предназначено для проведения подводно-технических работ, экологического мониторинга морской среды, океанографической съёмки придонного слоя, оказания помощи силам поиска и спасения на море. Способно принимать на борт подводные и спасательные аппараты.
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/10384/
МЧС России подняло флаг на очередном катере спецназначения разработки и производства КМЗ
Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) продолжает серийную постройку катеров специального назначения РПК-640 проекта 04430. Очередное судно этого типа отправилось на службу в МЧС России. Об этом сообщила пресс-служба КМЗ. «К настоящему времени РПК-640 от КМЗ поставлены в региональные подразделения ГУ МЧС России в Петрозаводске, Кургане, Липецке, Воронеже, Мурманске и Костроме. Всего законтрактовано порядка 30 катеров данного проекта», – говорится в сообщении.
Как рассказал руководитель проекта на КМЗ Александр Мазуров, новые современные катера РПК-640 способны выполнять задачи в самых экстремальных ситуациях. По его словам, в дополнение к специальному поисковому оборудованию и улучшенной системе навигации создатели катера добились «максимальных показателей в скорости, что подчёркивает способность Кингисеппского машиностроительного завода создавать не только надежные, но и скоростные катера». Мазуров подчеркнул, что для производства корпусов РПК-640 используется специальный сплав, который обеспечивает высокую прочность и выдающиеся характеристики в различны условиях эксплуатации.
РПК-640, катер проекта 04430, разработан в специальном конструкторском бюро Кингисеппского машиностроительного завода (СКБ-1). Главный конструктор – Дмитрий Бабин. Судно предназначено для патрулирования прибрежной зоны на удалении 6 миль от берега и внутриводных территорий.
Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/91034/
Судно снабжения "Буми Нарьян-Мар" завершило доковый ремонт
На судне, принадлежащем Судоходной компании "Морвенна", завершен доковый ремонт. Об этом сообщила "Судоходная компания Морвенна". "Буми Нарьян-Мар" был предъявлен Российскому морскому регистру судоходства по итогам очередного освидетельствования. Класс судна подтвержден. Судно успешно прошло проверку инспекторами ГПК и приступило к несению дежурной в Северной части Каспийского моря.
В период с июля 2020 по февраль 2021 года велись доковые ремонты и предъявления РРМРС судов снабжения "Буми Покачи" и "Буми Урай".
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/10385/
Память
В Севастополе моряки Черноморского флота и жители города отдали дань памяти экипажу АПРК «Курск»
На Черноморском флоте прошли мероприятия по случаю Дня памяти моряков-подводников, погибших на атомном подводном ракетоносном крейсере «Курск».
В Севастополе памятные мероприятия начались с литии по погибшим у Мемориала морякам-подводникам АПРК «Курск» на кладбище Коммунаров. После богослужения состоялось возложение цветов и венков к памятнику в сопровождении военного оркестра и роты почетного караула Черноморского флота.
В мероприятии приняли участие командование флота, экипажи подводных лодок ЧФ, родственники подводников и ветераны.
При катастрофе атомного подводного крейсера «Курск» погибли все 118 членов экипажа, 7 из них похоронены на Городском и Братском кладбищах Севастополя.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Яхтенный поход «Паруса памяти Чёрного моря» прибыл в Феодосию
Стартовавший 7 августа из Севастополя молодёжный историко-патриотический яхтенный походу «Паруса памяти Чёрного моря» прибыл в Город воинской славы Феодосию.
На переходе Севастополь-Артек в морском районе к югу от Ялты участники похода, возложением на воду венка, почтили память погибших 07 ноября 1941 года на санитарно-транспортном судне «Армения».
Пребывание в Феодосии начнётся для участников похода с возложения венка и цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь», затем им предстоит посещение музея писателя Александра Грина, а также расположения воинских частей гарнизона.
В походе принимают участие 335 подростков, среди которых: юнги «Юнармии», курсанты ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, курсанты ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, студенты Морского колледжа Севастопольского государственного университета, представители «МДЦ «Артек», кадеты филиала Нахимовского военно-морского училища в Севастополе воспитанники Севастопольской детской морской флотилии, а также юнармейцы образовательных организаций города Севастополя.
В походе принимают участие спасательное буксирное судно «СБ-5» и катер связи «КСВ-67» Черноморского флота, трёхмачтовый фрегат «Херсонес», парусно-моторные яхты ЧВВМУ им. П.С. Нахимова «Гермес», «Фиолент» и «Юнона», крейсерские яхты Государственного морского университета (ГМУ) имени адмирала Ф.Ф. Ушакова «Спасибо» и «Успех», а также шхуна МДЦ «Артек» «Святая Татьяна».
Яхтенный поход проходит по маршруту: Севастополь - Артек - Феодосия - Новороссийск - Керчь - Севастополь. Проведение церемонии завершения похода состоится 22 августа в Севастополе.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Флотский строй покинул водолаз Иван Егорович Кутовой. Светлая память...
11 августа после тяжелой продолжительной болезни скончался участник боевых действий, кавалер медали "За боевые заслуги", ветеран аварийно-спасательной службы, водолаз-глубоководник старший мичман в отставке Кутовой Иван Егорович.
Иван Егорович родился 6 октября 1946 года. После окончания срочной службы в 1968 году служил в качестве старшины команды водолазов на спасательных судах СС – 50, СС – 53, СС – 21, СС – 26 (ЭПРОН), Аварийно-спасательной партии 37 бригады спасательных судов.
Иван Егорович провел много тысяч часов на глубинах до 200 метров, обучил глубоководному водолазному делу многие сотни молодых моряков, участвовал во многих десятках спасательных операций и спас сотни военных и гражданских моряков, мальчишек, терпящих бедствие на море.
На Черном, Красном, Средиземном морях и Индийском океане он принимал участие в поиске и подъеме затонувших подводных лодок, аварийных кораблей и судов, морских мин, десантных операциях. В их числе были большой противолодочный корабль "Отважный", теплоход "Адмирал Нахимов", плавучий док "ТПД – 17" и другие корабли и суда.
В ходе водолазных работ ему довелось поднимать со дна бухт и гаваней сотни единиц неразорвавшихся мин, авиабомб, снарядов с различными секретами. Не обошлось и без гибели товарищей, но к Ивану судьба была благосклонна.
В годы службы Ивана Егоровича в ВМФ безостановочно идут отработки водолазов-глубоководников, совершенствуется спасательная техника, глубоководные погружения ежегодно исчисляются тысячами часов. Черноморские спасатели все глубже и глубже забираются "на дно моря". И во всех эти делах участвует Иван Егорович.
В 1996 году Иван Егорович ушел в запас, и его немедленно пригласили на работу в качестве инструктора Аварийно-спасательной партии. Там он продолжал учить молодежь водолазному делу, но, когда было необходимо, выполнял особо опасную и ответственную работу.
О военных и гражданских подводных делах Ивана Егоровича можно было бы рассказывать очень долго… На Черноморском флоте немало трудяг - индивидуумов, а именно к таким относился Иван Егорович, работал на совесть и с полной отдачей многие десятилетия, не считаясь с личным временем и благосостоянием. Став асом в своем деле, он превратился в незаменимое звено сложного организма флота. Без участия подобных мичманов организм этот непременно давал сбои.
Спасатели, водолазы и товарищи по службе и работе уважали Ивана Егоровича за профессионализм, высокую честь, человеколюбие и умение решать задачи с минимальными потерями.
Сегодня уже нет с нами Ивана Егоровича, отдавшего черноморским глубинам и водолазам флота сорок четыре года. Вечная ему память!
Источник: Флот-21 век http://blackseafleet-21.com/news/13-08-2021_flotskij-stroj-pokinul-vodolaz-ivan-egorovich-kutovoj-svetlaja-pamjat
По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев
Отредактировал С.А. Плотников