19.05.2021 г. Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия
Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ
Крейсер «Москва» и фрегат «Адмирал Григорович» отработали задачи по поиску и уничтожению подводной лодки
Корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) Черноморского флота в составе гвардейского ракетного крейсера («Москва» и фрегата «Адмирал Григорович» отработала в море задачи по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника. Учение проведено в соответствии с планом боевой подготовки флота в одном из морских полигонов в акватории Чёрного моря. Роль условного противника выполнил экипаж подводной лодки «Колпино».
В ходе учения экипажи кораблей КПУГ успешно отработали поставленные задачи по поиску и слежению за подводной лодкой, а также выполнили комплекс корабельных боевых упражнений по фактическому применению торпедного оружия и реактивных бомбометных установок. После завершения учения с подводной лодкой экипажи кораблей провели артиллерийские стрельбы по макетам плавающих мин.
На завершающем этапе выхода в море ГРКР «Москва» и ФР «Адмирал Григорович» отработают совместные действия по условному применению ракетного оружия для уничтожения корабельных группировок и наземных объектов условного противника.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Два Ту-95МС выполнили плановый полет над нейтральными водами акватории Черного моря
Два стратегических ракетоносца Ту-95МС Дальней авиации выполнили плановый полет над нейтральными водами акватории Черного моря. Истребительное сопровождение обеспечивали экипажи самолетов Су-27 объединения ВВС и ПВО Южного военного округа. Продолжительность полета составила более 5 часов.
Экипажи Дальней авиации регулярно совершают полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Балтийского морей, Тихого океана. Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций МО РФ.
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2021/0518/160562790/detail.shtml
Более 2000 новобранцев пополнят ЧФ в ходе весеннего призыва
Более 2000 новобранцев пополнят ряды военнослужащих Черноморского флота в ходе весеннего призыва 2021 года. Ранее в апреле со сборного пункта военного комиссариата Севастополя отправилась первая группа граждан в количестве 30 человек для прохождения военной службы на кораблях Черноморского флота и в подразделениях Морской авиации и ПВО ЧФ.
В связи с действующим комплексом противоэпидемиологических мероприятий в регионе, отправка призывников со сборного пункта проходила с соблюдением полного комплекса противоэпидемиологических рекомендаций, действующих в регионе. В частности, будущие военнослужащие прошли проверку на наличие инфекций при прохождении медицинской комиссии и были обеспечены защитными медицинскими масками и дезинфицирующими средствами.
В воинских частях молодое пополнение на 14 дней размещается в отдельной казарме, где постоянно осуществляется контроль состояния их здоровья, с термометрией не реже трёх раз в сутки, при этом, питание и обучение пополнения организовано отдельно от остальных военнослужащих.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Гидрографы ЧФ завершили комплекс работ по обеспечению летней навигации
Экипажи судов гидрографической службы Черноморского флота завершили проведение лоцмейстерских работ по ревизии и замене плавучих предостерегательных знаков в морских акваториях пунктов базирования сил флота в Крыму и на Кавказском побережье.
Гидрографы флота провели проверку соответствия навигационных знаков стандартам, предъявляемым Международной Ассоциацией маячных служб, выполнили осмотр надводной и подводной части знаков, оценили их плавучесть и функционирование системы энергообеспечения. Также в ходе выполнения работ произвели замену отдельных частей светооптических аппаратов и аккумуляторов и, в случае необходимости, плавучих знаков в целом.
Выполненные специалистами гидрографической службы ЧФ лоцмейстерские работы связаны с обеспечением безопасности мореплавания кораблей флота и гражданских судов, осуществляющих заходы в порт Севастополь и другие базы флота.
Работы в акватории Чёрного моря выполняли 15 гидрографических судов и катеров из состава гидрографической службы Черноморского флота.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
Зеленский увеличил военные расходы Украины
Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны об увеличении военных расходов в госбюджете на предстоящие три года, следует из указа, опубликованного пресс-службой офиса украинского президента. «Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 14 мая 2021 года «О предложениях к бюджетной декларации на 2022–2024 годы по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины», – приводит текст документа ТАСС.
В решении СНБО, о котором идет речь, дано поручение правительству обеспечить при подготовке законопроектов о госбюджете на 2022, 2023 и 2024 годы увеличение объема расходов на безопасность и оборону с учетом военно-политической обстановки. Кабинету министров поручено также предусмотреть в бюджетной декларации, которая лежит в основе госбюджета на указанный период, «расходы на обеспечение национальной безопасности и обороны Украины в объеме не менее 5% от запланированного объема ВВП».
Ранее во вторник в Раде рассказали о плане США втянуть Россию в войну с Украиной. В апреле Зеленский заявлял о поддержке Украины странами НАТО и готовности к войне. В свою очередь полпред России в Контактной группе по урегулированию конфликта на востоке Украины Борис Грызлов обвинил страны НАТО в поощрении военной активности Киева. В начале апреля в НАТО заверили главкома ВСУ в поддержке Киева со стороны альянса. После этого главком ВСУ заявил о готовности к обострению вдоль всей границы с Россией.
Между тем замглавы администрации президента Дмитрий Козак говорил о заинтересованности России в дружественной, спокойной и стабильной Украине. При этом он предупредил, что в случае войны Россия встанет на защиту своих граждан в Донбассе. В МИД подчеркивали, что Москва не заинтересована в военной конфронтации.
Источник: Взгляд https://vz.ru/news/2021/5/18/1099876.html
Эксперт заявил о возможных инцидентах на учениях Sea Breeze
Грядущие учения Украина-НАТО Sea Breeze могут привести к неприятным инцидентам, причем целенаправленно. Такое мнение в комментарии РИА Новости Крым выразил директор Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор исторических наук Алексей Подберезкин. Ранее пресс-служба ВМС Украины сообщила, что в 2021 году в учениях Sea Breeze примут участие 30 кораблей и 30 единиц авиатехники и более 1400 военнослужащих из различных стран. С учетом стран-наблюдателей планируется участие представителей 35 стран.
"Такие учения проводятся для того, чтобы создать напряженность в северном Причерноморье. Туда будут подтянуты корабли не только государств НАТО, но и тех стран, которые считаются дружественными альянсу. В общей сложности это несколько десятков кораблей, которые будут сконцентрированы в достаточно небольшой акватории и в непосредственной близи от Крыма. Такой масштаб учений и такая дислокация говорит только о том, что это провокация. Причем откровенная и вызывающая. Эти учения неизбежно преподнесут нам пару "сюрпризов". Как правило, в черноморской акватории такие учения приводят к инцидентам", – отметил эксперт.
Он добавил, что необходимо прогнозировать возможность каких-то внештатных ситуаций. "Речь идет о нарушении территориальных вод, демонстративные облеты, создание искусственных помех для наших ПВО. Я не исключаю, что это будет направлено на то, чтобы спровоцировать нас на ответные силовые действия", – резюмировал Алексей Подберезкин.
Источник: РИА Новости Крым https://crimea.ria.ru/politics/20210518/1119590516/Ekspert-zayavil-o-vozmozhnykh-intsidentakh-na-ukrainskikh-ucheniyakh-Sea-Breeze.html
Business Insider рассказал о подготовке спецназа США и НАТО к высадке в Крыму
Европейское командование специальных операций США (SOCEUR) в начале мая провело крупнейшие ежегодные учения совместно с военными из стран-членов НАТО Trojan Footprint 21 и Black Swan 21, которые были направлены на отработку действий при эскалации конфликта на востоке Украины, в том числе тренировку высадки солдат в Крыму, сообщает Business Insider. «Крым был бы идеальной территорией для операций сил специального назначения ВМС. Команды “морских котиков” (SEAL) могут проводить высадку на берег и устраивать засады, проводить морскую и наземную специальную разведку, а также подводные специальные операции, такие, как установка датчиков в океане или мин на кораблях противника», – говорится в материале.
Однако «морские котики» – не единственное подразделение военно-морских сил специального назначения, которое может сыграть важную роль в потенциальном конфликте с Россией, отмечает издание. В нем также может быть задействован экипаж боевых кораблей специального назначения (SWCC), который, по словам одного из служащих этой группы, «идеально подходит для непредвиденных обстоятельств» и способен действовать как в море, так и в реках. Преимуществом катеров этой части ВМС США являются скрытность и огневая мощь, которые позволяют эффективно перебрасывать морпехов к российским объектам в Крыму.
Business Insider назвал Крым «неприступной крепостью», защищенной как с суши, так и с воздуха. Автор статьи указал на установленные на полуострове мощные радиолокационные системы, а также батареи системы ПВО и ПРО С-400.
По информации издания, к учениям присоединились спецназовцы из Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Северной Македонии, Украины и Черногории. Учения прошли в Румынии и по всей Восточной Европе.
Источник: https://news.mail.ru/politics/46367541/?frommail=1
Под американским присмотром украинцы постреляли в Польше
В Польше стартовала практическая фаза международных учений НАТО Dynamic Front 2021 с участием артиллерийской бригады ВСУ. Об этом сообщает портал АрмияИнформ, пишет УНИАН.
Украинские военные проводят стрельбы из орудий Гиацинт-Б. Также с ними в учениях принимают участие артиллеристы из Дании, США и Польши. Сообщается, что артиллерия Польши представлена батареей САУ Krab, Дании – минометной батареей М/10. Американские военные командуют действиями артиллеристов.
Источник: ВПК https://vpk-news.ru/news/62173
Росгвардия получит полномочия оцеплять акватории в Черном море
Госдума приняла в первом чтении законопроект, дающий военнослужащим и сотрудникам Росгвардии право блокировать территории и акватории охраняемых объектов для пресечения попыток незаконного проникновения. Об этом сообщила пресс-служба нижней палаты парламента. "Принятие законопроекта позволит войскам национальной гвардии осуществлять необходимые войсковые действия, а также оперативно принимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращать угрозы в отношении охраняемых войсками объектов и специальных грузов и не допускать возникновения на них чрезвычайных ситуаций", – говорится в сообщении.
В законе "О войсках национальной гвардии РФ" прописан исчерпывающий перечень оснований, на которых росгвардейцы могут блокировать территории или акватории, например при розыске сбежавших преступников или при ликвидации аварий. Принятый в первом чтении законопроект дополняет этот список попытками незаконно проникнуть на территории (акватории) охраняемых Росгвардией объектов или покинуть их.
Авторы документа напомнили, что под охраной Росгвардии находятся акватории важных государственных объектов, в том числе Крымского моста, энергомоста из Кубани в Крым, а также стоянки судов с ядерными энергетическими установками и спецгрузами.
Как сообщал сайт РИА Новости Крым, директор Росгвардии генерал армии Виктор Золотов рассказал о создании в Керчи специальной морской бригады для обеспечения безопасности Крымского моста. Она располагает большим арсеналом средств, способных предотвратить любую диверсию с суши и акватории. В бригаду входят специальный морской отряд, полк войск национальной гвардии, оперативные и специальные подразделения.
Источник: РИА Новости Крым https://crimea.ria.ru/society/20210519/1119593973/Rosgvardiya-poluchit-polnomochiya-otseplyat-akvatorii-v-Chernom-more.html
Кораблестроение и судоремонт
Экипаж «Магадана» участвует в швартовных испытаниях ДЭПЛ
Экипаж большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Магадан» принимает участие в ее швартовных испытаниях на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Испытания завершатся в начале июня. За это время специалисты заводских подразделений и подрядных организаций проверят навигационную систему ДЭПЛ, комплекс связи, общекорабельные системы, гидроакустический комплекс, системы управления, комплексы торпедно-ракетного вооружения. После окончания швартовных испытаний подводная лодка отправится на заводские ходовые испытания, завершение которых запланировано ко Дню Военно-Морского Флота.
«Магадан» – третья ДЭПЛ серии для Тихоокеанского флота, спущена на воду 26 марта 2021 года. В настоящее время начата стыковка четвертой подводной лодки тихоокеанской серии «Уфа», осуществляется сварка прочного корпуса корабля.
Строительство серии ДЭПЛ для Тихоокеанского флота идет в соответствии с контрактными обязательствами. Третья лодка серии «Магадан» будет передана в состав ВМФ России в ноябре текущего года, до конца 2021 года запланирован спуск на воду четвертого корабля «Уфа».
Контракт на строительство серии подписан в сентябре 2016 года. Первый корабль «Петропавловск-Камчатский» передан Военно-Морскому Флоту России 25 ноября 2019 года. Подводная лодка «Волхов», вторая в серии, вошла в состав Тихоокеанского флота 24 октября 2020 года.
Источник: МО РФ https://structure.mil.ru/structure/forces/navy/news/more.htm?id=12362112@egNews
В ВПК рассказали об использовании технологий малозаметности при создании российских кораблей
Российские кораблестроители используют все современные технологии уменьшения радиолокационной заметности, сообщил в интервью «РИА Новости» член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов. «Это направление будет развиваться, но нужно четко понимать, что корабль – не иголка. Возможности орбитальных группировок и воздушной разведки позволяют обнаружить любой корабль», – отметил он.
Задача уменьшения радиолокационной заметности решается разными путями, в первую очередь, архитектурой самого корабля. «Наши эсминцы или ракетные крейсеры предыдущих серий напоминали «ежика», утыканного десятками антенн. На корветах мы перешли на интегрированную мачту. Все антенны прячутся в надстройку», – объяснил В.Поспелов. Другой путь снижения заметности – применение композитных материалов и специальных лакокрасочных покрытий.
Помимо спутниковой разведки, расположение корабля, построенного с использованием технологий малозаметности, помогает вычислить его активность в радиоэфире. По словам члена коллегии Военно-промышленной комиссии, судно не может постоянно идти в режиме радиомолчания. «Как только какое-то излучающее устройство будет включено, он будет засечен средствами радиотехнической разведки», – объяснил эксперт.
«Малозаметность нужна, в основном, когда корабль подвергся атаке противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения. Параллельно эта задача успешно решается и другими способами, в том числе средствами радиоэлектронной борьбы», – цитирует «РИА Новости» В.Поспелова.
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2021/0518/105062780/detail.shtml
В ВПК рассказали о проекте нового российского авианосца
Военно-промышленная комиссия РФ при подготовке новой госпрограммы вооружения на 2024-2033 годы оценит целесообразность включения в нее планов по строительству нового авианосца. Об этом в интервью «РИА Новости» сообщил член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов.
«В ближайшее время в рамках подготовки новой ГПВ необходимо оценить целесообразность создания авианосцев и их стоимость. По идее, для ВМФ нужно три таких корабля – головной и два серийных. Аванпроект авианосца есть», – сказал «РИА Новости» В.Поспелов. По его словам, Россия располагает многими необходимыми для создания такого крупного корабля технологиями, однако некоторые потребуется доработать.
«Ядерные энергетические установки необходимой мощности, которые обеспечат соответствующую скорость, тоже есть. Но несколько основных элементов будущего авианосца требуется «довести до ума», в том числе, системы взлета и посадки летательных аппаратов. Кроме того, мы должны создать перспективный палубный корабельный истребитель, способный нести необходимое количество вооружения», – отметил В. Поспелов.
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2021/0518/101062776/detail.shtml
В ВПК оценили стоимость нового российского авианосца
Строительство нового авианосца может обойтись России в 500 млрд. рублей, сообщил в интервью «РИА Новости» член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов. «Есть разные оценки. Нам представлена такая: головной авианосец – около 500 млрд. рублей», – сказал В.Поспелов. При этом он назвал эту цифру приблизительной. По его словам, водоизмещение нового российского авианосца должно составлять не менее 70-80 тыс. т. При создании столь масштабных кораблей всегда есть риск получить удорожание по мере строительства.
«Все риски должны быть учтены на этапе планирования, до принятия решения. Мы можем ошибиться на 10-20 проц., но не в разы. Иначе уйдем в долгострой на многие годы», – цитирует «РИА Новости» В.Поспелова. При этом он подчеркнул, что российский авианосец должен быть дешевле, но и немного поменьше американских, обладающих водоизмещением 110 тыс. т и принимающих более 100 летательных аппаратов (с учетом беспилотников).
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2021/0518/102062778/detail.shtml
Гражданское судостроение Севастополя и Крыма получит поддержку бюджета РФ
Правительство РФ выделит Севастополю и Крыму квоты на развитие гражданского судостроения. Об этом сообщила вице-губернатор Севастополя Мария Литовко после заседания Морской коллегии при правительстве РФ, в котором она приняла участие в режиме видеоконференции. «Юрий Иванович Борисов (заместитель председателя правительства по вопросам оборонно-промышленного комплекса) поддержал нашу инициативу о проработке отдельных квот Республике Крым и Севастополю по гражданскому судостроению за счёт государственного бюджета. Данная мера позволит обеспечить загрузку судостроительных предприятий регионов заказами», – заявила она.
Судостроение и судоремонт – одна из ведущих отраслей промышленности региона, в которой заняты более 3 тысяч человек. Климатические условия региона позволяют предприятиям работать круглый год.
В октябре прошлого года заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга России Константин Анциферов, выступая в Севастополе на морском бизнес-форуме SIMBF-2020, выражал сомнение, что в городе может развиваться судостроение.
Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/42890
«Красное Сормово» получило заказ на строительство серии сухогрузов
ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) выиграл конкурс на право заключения договора о строительстве серии из 11 сухогрузов проекта RSD59 для ООО «ГТЛК-Финанс». Об этом сообщил генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин.
По словам Михаила Першина, согласно условиям договора все суда серии должны быть переданы заказчику в 2022 году. Подписание договора ожидается в течение 20 дней. «Этот заказ позволит обеспечить полную загрузку мощностей предприятий на ближайшее время», – отметил генеральный директор завода «Красное Сормово». Он добавил, что сейчас на стапелях верфи также строится серия краболовов проекта КСП01. Кроме того, еще 6 сухогрузов проекта RSD59 будут переданы заказчику в 2021 году.
Напомним, на сегодня «Красное Сормово» является лидером по количеству построенных судов проекта RSD59 среди отечественных судостроительных предприятий. В общей сложности сормовская верфь передала заказчикам 23 таких сухогрузных теплохода.
Ранее сообщалось, что «Красное Сормово» благодаря реализации программы повышения производительности труда сократило сроки строительства сухогруза проекта RSD59 с 9 до 6 месяцев с момента резки металла до передачи судна заказчику. На сегодня это рекордный показатель среди судостроительных предприятий России.
Суда проекта RSD59 предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов и грузов категории «В». Длина судна RSD59 составляет 141 м, ширина – 16,98 м, высота борта 6 м, осадка в море – 4,5 м, в реке – 3,6 м.
Источник: Пресс-служба ПАО «Завод «Красное Сормово»
Сухогруз «Леонид Пестриков» прошел ходовые испытания
Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) успешно завершил швартовные и ходовые испытания сухогруза проекта RSD59 «Леонид Пестриков». Испытания проходили в акватории реки Волга. С ходовых испытаний вернулось пятое судно в серии из девяти сухогрузных теплоходов проекта RSD59 для ООО «Альфа», которые строятся на заводе «Красное Сормово».
«Леонид Пестриков» проходил испытания в акватории реки Волга в районе поселка Васильсурск Нижегородской области. В ходе испытаний были достигнуты все проектные характеристики, проверена работа всех механизмов судна, в том числе, винторулевых колонок (ВРК), главных двигателей, электростанций, системы автоматики и другого оборудования.
По словам генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаила Першина, подписание акта приема-передачи судна заказчику запланировано в ближайшее время. «За всю свою историю завод «Красное Сормово» никогда не срывал сроки строительства судов. Построенные в последнее время сухогрузы передавались заказчику даже раньше установленных в контракте сроков. Компания «Альфа» уже эксплуатирует два сухогруза, которые были построены на нижегородской верфи», – отметил Михаил Першин. Он добавил, что до конца года «Красное Сормово» передаст «Альфе» еще 4 сухогрузных теплохода RSD59.
Сухогруз «Леонид Пестриков» был спущен на воду 12 февраля 2021 года. Теплоход построен в рамках двустороннего договора между ПАО «Завод «Красное Сормово» и «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК) на строительство и поставку девяти сухогрузных судов проекта RSD59, который был подписан в конце 2019 года.
Источник: Пресс-служба ПАО «Завод «Красное Сормово»
Севмаш внедряет аддитивные технологии
На Севмаше (входит в ОСК) внедряются аддитивные технологии при изготовлении изделий для создания технологической оснастки. На предприятии начали выпускать детали из АВС-пластика. Они отличаются особой прочностью и имеют значительный экономический эффект. При разработке конструкторской документации для производства изделий из нового материала используется 3D-моделирование. Само изделие изготавливается из ударопрочного и износостойкого материала методом аддитивной FDM технологии 3D печати.
Наиболее значимым опытным образцом стал корпус головки дробеструйного аппарата для подготовки поверхности металла. Специалисты научно-технологического управления и работники цеха малярно-изоляционных работ изготовили его за сутки. По результатам испытаний опытный образец из нового материала показал хорошие прочностные и эргономические характеристики. Первые семь изделий сейчас проходят опытно-промышленную эксплуатацию на стапеле эллинга №2 и по результатам работы будет приниматься решение о производстве крупной партии изделий и переходе на данный вид оборудования.
Начальник лаборатории НТУ Севмаша Анатолий Пашков отметил, что применение аддитивных технологий позволяет изготовить изделия любой геометрической формы при значительно меньшем количестве отходов, чем при применении традиционных технологий. Перспективное направление даст экономический эффект – сокращение расходов, исключение необходимости закупки различных изделий и комплектующих у сторонних организаций и производителей.
Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/sevmash-vnedryaet-additivnye-tekhnologii/
«Росморпорт» объявил конкурс на строительство второго 18 МВт ледокола нового поколения
ФГУП «Росморпорт» объявило конкурс на строительство линейного дизель-электрического ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Конкурсная документация по проекту размещена на сайте госзакупок. Ледокол будет построен в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Об этом порталу «Морские вести России» сообщили в пресс-службе предприятия.
Линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900М2 предназначен для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Северо-Западного бассейна. Окончание строительства ледокола запланировано на декабрь 2024 года.
Судно создается для самостоятельной ледокольной проводки крупнотоннажных судов, буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, оказания помощи судам, терпящим бедствие. Может использоваться для тушения пожаров на плавучих объектах и других сооружениях, обеспечения эффективной работы научных экспедиций, подводно-технических работ, исследования морского дна, проведения поисково-спасательных операций. Может участвовать в операциях по ликвидации разливов нефти, перевозить контейнеры и другие грузы на кормовой грузовой палубе и выполнять ряд других специальных работ на море.
Новые ледоколы проекта 21900М2 планируется построить на основе ранее разработанной проектной документации судна в постройке 21900М и эскизного проекта 21900М2, разработанного АО КБ «Вымпел» за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт» с учетом современных международных конвенционных требований, в том числе по снижению вредных выбросов судовых двигателей.
Напомним, предыдущий контракт на строительство ледокола проекта 21900М получил судостроительный завод «Пелла». Судно стоимостью 7,54 млрд руб. было заложено в ноябре прошлого года.
Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/89628/
ПЛ после ремонта появится среди экспонатов музея в Балаклаве
Севастопольский филиал Военно-исторического музея фортификационных сооружений, известный как «Музей подводных лодок» в Балаклаве, получит субмарину в качестве экспоната. Сейчас в учреждении идут работы по его реконструкции. На месте побывал замминистра обороны РФ Тимур Иванов.
«Наши коллеги вместе с правительством города Севастополя за два месяца фактически превратили музей в абсолютно новый, современный арт-объект, – заявил он журналистам. – Сейчас закончен первый этап. Осенью мы приступим к реализации второго этапа. Также будет отбуксирована подводная лодка, которая станет «живым» макетом».
Доковые работы по подготовке подводной лодки проекта 633 – средней дизель-электрической субмарины – для музея выполнит Севастопольский морской завод. Сейчас подлодка законсервирована.
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев отметил, что обновлённый балаклавский музей был открыт для посетителей ещё 9 Мая. Уже сейчас он соответствует мировому уровню подобных учреждений. «Он преобразился в совершенно современный, интерактивный уникальный музейный проект. Такой, какой вы можете увидеть в мировых столицах – по всем музейным технологиям. То, что это сделано в такие короткие сроки – это беспрецедентно. И будет дальше продолжать насыщаться», – подчеркнул глава города. Иванов добавил, что у музея вскоре появится несколько тысяч других новых экспонатов.
Филиал музея фортификационных сооружений в Севастополе расположен на бывшей подземной базе подводных лодок в Балаклаве. Это был секретный стратегический военный объект СССР времён холодной войны. Музей там был основан в 2003 году. В апреле 2014 года был создан Военно-исторический музей фортификационных сооружений. В 2016 году рассматривался вопрос возможности передачи музею подлодки проекта 641 «Запорожье».
Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/42855
Костромской СЗ заложил промерное судно для Речводпути
АО «Костромской судомеханический завод» заложило киль промерного судна класса «Р мс 1,2 А» проекта № 3330. Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота со ссылкой на ФКУ «Речводпуть». Как сообщалось ранее, государственным контрактом предусмотрено строительство 11 промерных судов этого типа.
Суда строятся в рамках выполнения мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КМТИ) на период до 2024 года по заказу ФКУ «Речводпуть».
Подрядная организация данного судна – АО «Костромской судомеханический завод». Генеральный разработчик проекта – ЗАО «Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота».
Промерные суда оснащаются современными автоматизированными гидрографическими (промерными) комплексами, предназначенными для выполнения промерных работ при проведении гидрографических изысканий. Преимуществами промерного комплекса являются высокая скорость и точность промера, сплошная съемка дна акваторий (сканирование), а также возможность создания 3D модели рельефа акваторий, расчета и контроля объемов дноуглубительных работ. Кроме того, промерный комплекс способен выполнять промеры (траление) судового хода с глубиной 4,0 м и шириной 85 м за два продольных галса, что ведет к существенному сокращению расхода топлива.
Обстановочные теплоходы предполагается передать для работы в администрации бассейнов внутренних водных путей. Головное и два серийных судов проекта уже переданы в Ленскую, Волжскую и Обскую бассейновые администрации.
В соответствии с государственным контрактом, срок окончания работ – IV квартал 2023 года.
АО «Костромской судомеханический завод» производит широкий ассортимент катеров – в настоящее время в линейке более 50 видов водометных катеров различного назначения – служебные, прогулочные, пассажирские, скоростные, пожарные, буксирные. Предприятие является поставщиком для федеральных структур России – ФСБ, МВД, МЧС, специальных и спасательных служб, а также для Министерства обороны Российской Федерации. Завод имеет современную материально-техническую базу с развитой инфраструктурой судостроительного производства, с высоким уровнем организации труда и управления, что позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка и в сжатые сроки осваивать новые виды изделий, модернизировать выпускаемую продукцию, а также работать по индивидуальным заказам.
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9854/
Восточная верфь обсудила строительство малых морских танкеров проекта 03182
Восточная верфь провела совещание по вопросам строительства малых морских танкеров проекта 03182. Об этом сообщает пресс-служба предприятия. В состав коллегии вошли представители Минобороны, двух заводов-строителей и проектанта. Стороны обсудили оперативные и проблемные вопросы, а также составили план по их решению. Предварительно всех гостей предприятия ознакомили с производственными мощностями завода.
Глава верфи подчеркнул важность события следующими словами: "Мы смогли принять ряд совместных решений, которые должны усилить взаимодействие между заводами-строителями, заказчиком и проектантом. Встреча вышла действительно продуктивной, мы достигли взаимопонимания по многим вопросам".
На настоящий момент готовность танкеров составила 81,8% и 36,4%. Ожидается, что первый из них будет построен до конца 2021 года. Общее число рабочих на заказе составит 600 человек (450 – на сдаточном заказе).
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9852/
Михельсон рассказал о преимуществах новых газовозов перед первыми "Ямалмаксами"
Новые танкеры-газовозы ледового класса Arc7, строящиеся для проекта "Арктик СПГ 2" на ССК "Звезда", будут иметь ряд преимущество по сравнению с построенными ранее судами для проекта "Ямал СПГ". Об этом в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным сообщил председатель правления ПАО "Новатэк" Леонид Михельсон.
По его словам, газовозы для "Арктик СПГ 2" будут иметь меньшую ширину и другую форму носовой оконечности. За счет этого должна увеличиться скорость движения судна во льдах. "Всего на 1,2 метра у́же, и конфигурация носа, и скорость во льдах полутораметровых на 1,6 узла больше", – цитирует пресс-служба Кремля Леонида Михельсона.
Напомним, серия из 15 арктических танкеров-газовозов для проекта "Ямал СПГ" класса "Ямалмакс" была построена в Южной Корее на верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME). Заказы на флот высокого ледового класса для следующих СПГ-проектов "Новатэка" распределены между DSME (6 судов) и ССК "Звезда" (15 судов), который работает по данной серии в технологическом партнерстве с южнокорейским холдингом Sumsung Heavy Industries (SHI).
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9851/
Первый этап строительства Жатайской верфи планируется завершить в декабре 2021 года
Первый этап строительства Жатайской верфи планируется завершить в декабре 2021 года. Об этом рассказал председатель правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко. «В настоящее время производится монтаж металлоконструкций блока корпусных производств, смонтировано порядка 2167,9 тонн металлоконструкций. В декабре 2021 года планируем закончить первый этап строительства», – сказал Андрей Тарасенко.
По его словам, за время строительства Жатайской судоверфи, которое ведется с мая 2019 года, выполнены работы нулевого цикла основного здания (блок корпусных производств). В частности, были снесены два здания и расчищена территория под застройку, проведены земляные работы объемом 94,4 тыс. куб м грунта, разработан котлован. Изготовлены и установлены 1157 свай, выполнены работы по монтажу системы термостабилизации грунтов, при которых было проложено 15 тыс. м труб с хладагентом, чтобы предотвратить изменения вечномерзлых грунтов.
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9850/
Победителем конкурса на строительство многофункционального буксира-спасателя стала Окская судоверфь
Как сообщает ФКУ «Дирекция госзаказчика», победителем конкурса на строительство многофункционального буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт признано АО «Окская судоверфь».
В ЕИС размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительных работ по объекту: «Строительство многофункционального буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт», извещение от 05.04.2021 № 0373100119621000001.
Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 216, получившей первый порядковый номер: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ОКСКАЯ СУДОВЕРФЬ». С победителем будет заключен контракт на сумму 2,925 млрд рублей.
Многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5-3 МВт будет строиться по проекту MPSV12 для ФГБУ «Морспасслужба». Проектант – ООО «Морское инженерное бюро-СПб».
АО «Окская судоверфь» – российское предприятие, основанное в 1907 году, имеющее необходимый комплекс производств, обеспечивающих постройку среднетоннажных судов. Предприятие расположено в г. Навашино на юго-западе Нижегородской области.
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9848/
Лимендские РММ взяли на себя весь межнавигационный судоремонт
В ФБУ "Администрация Севводпуть" имеется 144 единицы флота, годных к эксплуатации, в том числе 101 самоходное судно, 9 земснарядов, 4 плавкрана, 68 ед. стоечного флота и другие.
В данный момент межнавигационный ремонт выполняется на базе Лимендских ремонтно-механических мастерских (РММ), которые расположены в городе Котлас. У этой ситуации есть ряд преимуществ: во-первых, это позволяет ускорять процесс ремонта судов; во-вторых, улучшается качество работ, т.к все работники имеют высокую квалификацию.
Отмечается, что в навигацию 2020-2021 года был произведен текущий ремонт 14 судов. Некоторые суда прошли капитальный ремонт, на четырех были заменены двигатели. Также сразу на шести объектах была произведена замена корпусов. В скором времени капитальный ремонт будет проводиться на земснаряде "Двинский 374" и "Мотозавозне-13", а также на теплоходе "Водопад".
Помимо ремонтных работ, в РММ была осуществлена модернизация сосунов на землесосах, а также на базе появилась новая автоматизированная газовая котельная с современным оборудованием. Все нововведения поспособствовали наиболее эффективной и качественной работе мастерских. Отмечается, что в межнавигационный период было подготовлено около 70 новых буёв, а также необходимых для них деталей.
Также в районе затона ведётся вооружение двух землесосов. Вскоре они будут направлены на выполнение госзадания по поддержанию габаритов пути.
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9847/
Завод «Красная Кузница» провел работы на теплоходах «Борис Вилькицкий» и «Святитель Иннокентий»
Архангельский судоремонтный завод «Красная Кузница» провёл ремонтно-восстановительные работы на теплоходах «Борис Вилькицкий» и «Святитель Иннокентий». Об этом сообщает пресс-служба предприятия.
На танкере «Борис Вилькицкий» произведен ремонт винто-рулевого комплекса, выполнен большой объем малярных работ (очистка и окраска корпуса судна), а также ремонт донно-забортной арматуры и корпусные работы. На ремонте сухогруза «Святитель Иннокентий» в этот период велись корпусные работы, в том числе – замена набора в бортовых балластных танках. В настоящее время ремонт судна продолжается уже в плавучем доке – «Святитель Иннокентий» сменил в ПД М-32 «Бориса Вилькицкого». Доковая операция по постановке сухогруза в док состоялась 11 мая.
Судоремонтный завод «Красная кузница» основан Петром I в 1693 году. Предприятие производит ремонт судов морского, речного, рыбопромыслового флота и судов технического флота водоизмещением до 13,5 тыс. тонн, строительство судов водоизмещением порожнем до 1 тыс. тонн, изготовление мостовых металлоконструкций, а также изготовление изделий машиностроения. Длина причальной линии – 1,1 тыс. м. Для подъема судна и ремонта подводной части имеются два плавучих дока подъемной силой 5 тыс. и 9,6 тыс. тонн.
Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9849/
В Томской области спустили на воду два буксира-толкача и элемент наплавного моста
Самусьский судостроительно-судоремонтный завод спустил на воду два буксира-толкача, изготовленных по собственному проекту по заказу АО «Транснефть – Сибирь». Об этом сообщила пресс-служба правительства Томской области.
Буксиры предназначены для толкания и буксировки сухогрузных несамоходных судов, несамоходных паромов и барж, перевозящих автотранспортную технику с топливом в баках и специализированные автотракторные средства, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов в цистернах, а также перевозки группы людей. Общая стоимость буксиров – более 100 млн рублей. На их изготовление судостроители затратили один год. Отмечается, что основным преимуществом плавсредств является способность проходить по неглубоководным рекам.
Также Самусьский завод спустил на воду третий элемент наплавного моста общей длиной 150 метров. Он будет служить для проезда автотранспорта массой до 60 тонн в одиночном порядке и для прохода пешеходов. Заказчиком моста стоимостью 84 млн рублей выступило управление автомобильных дорог ХМАО. Самусьские судостроители построили его за три месяца.
Сейчас специалисты завода строят два обстановочных судна для администрации водных путей Енисейского бассейна. Спуск судов общей стоимостью 173 млн рублей запланирован на сентябрь текущего года.
Также в стадии подписания находится договор с ООО «Норникель – ЕРП» на строительство десяти морских барж на общую сумму два млрд рублей. Этот заказ обеспечит 100 % загрузку предприятия на три года.
Источник: Морская коллегия http://www.morvesti.ru/news/1679/89651/
В Магадане начали утилизировать поднятые со дна суда
В Магадане приступили к активной фазе утилизации судов, затонувших в бухте Нагаева и переданных в собственность региона. Мероприятия реализуются в рамках «дорожной карты», утвержденной главой региона Сергеем Носовым, сообщают «Известия».
Сейчас ведутся работы по разделке судов «Серес», «Линг» и «Гусфар-1». Как только трюмы «Сереса» и «Линга» полностью освободятся ото льда, их выровняют по крену, поставят ближе к берегу и приступят к завершающему этапу утилизации. По судну «Гусфар-1», находящемуся у пирса, производится демонтаж металла и его складирование на площадке. По «Малли» идет подготовительная работа. Подрядчик проводит обследование судна и согласование необходимой документации. Разрешение капитана порта «Магадан» на подъем судна уже получено. В соответствии с государственными контрактами сроки выполнения работ по судам «Гусфар-1», «Линг», «Серес» – до конца сентября 2021 года, по судну «Малли» — до конца ноября 2021 года, отмечает ИА MagadanMedia. Всего из акватории дальневосточных морей планируют поднять больше 200 затонувших кораблей.
Бухта Нагаева – бухта в Тауйской губе Охотского моря (Магаданская область). Вдается в меридиональном направлении на 16 км в западную часть полуострова Старицкого. Хорошо защищена с трех сторон (кроме западной) и считается лучшей стоянкой для судов в Охотском море.
Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/89649/
Разное
СФ одобрил закон об определении видов работ, к которым можно привлекать только суда РФ
Совет Федерации на заседании одобрил закон, предоставляющий правительству РФ право определять перечень отдельных видов деятельности, к которым можно привлекать только российские суда. Об этом сообщает ТАСС.
Поправки вносятся в Кодекс торгового мореплавания. Согласно закону, правительство нормативным правовым актом будет определять, какую деятельность можно осуществлять исключительно с использованием плавающих под флагом РФ судов, построенных на территории России и соответствующих установленным требованиям. При этом к отдельным видам такой деятельности можно будет привлекать суда под российским флагом, построенные за границей, или российские суда, не соответствующие требованиям промышленной продукции, если они были построены или договор на их постройку или эксплуатацию был подписан до издания нормативного акта кабмина.
Правительством могут приниматься решения об использовании построенных за рубежом судов в случае отсутствия условий или невозможности осуществления технологических операций для строительства таких судов в России.
Напомним, закон разработан во исполнение поручения Президента РФ об увеличении доли коммерческого флота под российским флагом. Указанная мера должна увеличить число размещения судостроительных заказов на российских верфях.
Параллельно Минпромторг работает над новой редакцией Постановления Правительства РФ №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части локализации судового комплектующего оборудования. Документ предусматривает переход к механизму подтверждения производства продукции на территории РФ для субсидирования через подсчет баллов.
Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/89643/
Состоялось первое заседание Морской коллегии в обновленном составе
В Москве в ситуационном центре Правительства Российской Федерации прошло заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в режиме видеоконференцсвязи. Подробности приводит пресс-служба организации.
Заседание открыл традиционным ударом в морской колокол председатель Морской коллегии, заместитель председателя Правительства РФ Юрий Иванович Борисов. В приветственном слове отметил что встреча проходит в юбилейный, двадцатый год деятельности Морской коллегии и поздравив участников, предложил начать работу.
В соответствии с повесткой дня первоначально был рассмотрен вопрос о ходе выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 2868-р.
В докладе директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Кабакова Бориса Анатольевича было отмечено, что на различных этапах реализации находятся следующие крупные инвестиционные проекты по созданию новых и техническому перевооружению действующих мощностей: строительство комплекса крупнотоннажного судостроения ООО "ССК "Звезда", модернизация ПАО "СЗ "Северная верфь", создание современного судостроительно-судоремонтного завода в пгт. Жатай и современной "цифровой верфи" на базе АО "Онежский ССРЗ", комплексная реконструкция АО "ДВЗ "Звезда", выход на завершающую стадию работ по возведению сухого дока на ООО "ССК "Звезда".
В целях обеспечения перехода на использование отечественного программного обеспечения принят ряд мер государственной поддержки. Предполагается, что к 2024 году будет обеспечено применение организациями судостроительной промышленности отечественных систем автоматизированного проектирования на уровне не менее 75%, систем инженерных расчетов – не менее 50%, а систем управления данными об изделии – исключительно отечественной разработки. В тоже время изменение экономической ситуации в стране и мире требуют внесения в Стратегию соответствующих корректив.
В ходе обсуждения было предложено, в том числе, поддержать предложения АО "Объединенная судостроительная корпорация" о необходимости внесения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" изменений, касающихся требований к поставщикам товаров и услуг.
Обсуждение проекта ежегодного доклада Президенту Российской Федерации "О комплексной оценке состояния национальной безопасности Российской Федерации в области морской деятельности в 2020 году и предложения по ее обеспечению" проходило в закрытом режиме.
При обсуждении состояния водолазного дела в Российской Федерации и дальнейшем пути его развития в выступлении заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Яцуценко Виктора Николаевича было отмечено, что анализ организации водолазного дела в федеральных органах исполнительной власти и организациях показал необходимость продолжения работы по принятию постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего "Положение об основах организации водолазного дела в Российской Федерации".Принятие положения поможет решить наболевшие вопросы как и в организации работы водолазной медицины, так и проблемы в отставании производства отечественной водолазной техники и снаряжения. Предложено рассмотреть предложения МЧС России по созданию в структуре многопрофильных медицинских организаций центров (отделений) баротерапии и водолазной медицины, а также по их использованию в общественных целях, в том числе по лечению COVID-19.
Особое внимание было уделено теме сохранения объектов национального морского культурного наследия Российской Федерации и совершенствования законодательства в указанной сфере деятельности. Первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Обрывалин Сергей Геннадиевич сообщил, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, определяющие порядок выявления, государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия в пределах акваторий внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Отсутствие законодательного закрепления правового статуса "музейного судна" препятствует сохранению уникальных объектов морского наследия (исторических судов и кораблей̆) в России и делает содержание музейных судов крайне затруднительным и экономически невыгодным. Предложено создать рабочую группу в целях подготовки проекта нормативного акта, устанавливающего статус "музейное судно" с учетом особенностей содержания и эксплуатации музеев такого рода.
Особый интерес у членов морской коллегии вызвал рассказ о том, что по инициативе Музея Мирового океана в России 9 Мая 2020 года состоялась Акция "Гудок Победы" – ровно в 12 часов 00 минут после сообщения о безоговорочной капитуляции Германии, прозвучали победные гудки на всех судах Музея Мирового океана и Объединенной судостроительной корпорации, а также на кораблях Северного, Черноморского и Балтийского флотов. В целях сохранения памяти о беспримерном подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны предлагается с 2021 года Акцию "Гудок Победы" сделать ежегодной и общероссийской и пригласить к участию экипажи судов и кораблей, находящихся под Российским флагом.
По завершению работы коллегии председатель Морской коллегии, заместитель председателя Правительства РФ Юрий Иванович Борисов выразил убежденность в том, что намеченная работа будет проделана своевременно и в соответствии с правовыми требованиями, также пожелал всем крепкого здоровья и всем в рабочем порядке преодолеть пандемический период.
Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/89629/
В Севастополе реконструировали, ставшую музеем, подземную гавань для подлодок
Специалисты Военно-строительного комплекса Минобороны России завершили масштабную реконструкцию музея фортификационных сооружений с подземной гаванью для подводных лодок и сухим доком в бухте Балаклава в Севастополе.
В уникальном гидротехническом сооружении состоялась торжественная церемония открытия новой экспозиции музейного комплекса. В мероприятии принял участие заместитель Министра обороны Российской Федерации Тимур Иванов и губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
Особенная атмосфера аутентичного противоатомного подземного убежища XX века дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.
Сейчас посетители «Объекта 825» смогут ознакомиться с историей создания ранее секретного объекта, узнать о системах его жизнеобеспечения, ремонтных работах в сухом доке. В разных участках музея восстановлено множество интересных исторических деталей, в том числе карта размещения баз подводных лодок на территории СССР по состоянию на 1980-е годы, схема действия мощных защитных ворот, макет Балаклавского подземного комплекса с динамической подсветкой систем жизнеобеспечения и схемой подачи топлива.
В зоне «Системы жизнеобеспечения противоатомного убежища» установлены приборы и музейные экспонаты о системах сохранения жизни с информацией о каждой из них с чертежами, в «Зоне безопасности» – дозиметр радиации с цифровым табло, герметичная дверь с механизмом движения, транспортный узел торпедной части для вооружения подводных лодок с воссозданным поворотным кругом для транспортировки торпед, инсталляция с настоящей торпедой на рельсовой тележке.
Оборудованы витрина с моделями дизель-электрических подводных лодок, гребной винт, подвешенный на кран-балке с проекцией о работе в ремонтном цехе сухого дока, плакаты в стилистике 60-х годов о поражающих факторах ядерного взрыва, инфографика скорости распространения ударной волны и движения транспортных средств. Заново обустроены «Вход в потерну ядерного арсенала», экспозиция «Преступление перед человечеством» об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
В Минобороны РФ сообщили, что засекреченная подземная база ВМФ создавалась в середине прошлого столетия для обслуживания подводных лодок и могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 килотонн, что в пять раз превышает силу удара по Хиросиме.
В конце 40-х годов XX столетия в СССР, после ядерной бомбардировки японских городов Хиросима, и Нагасаки, была принята Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия. В ней предусматривалось проведение мероприятий по укрытию населения и важных объектов Севастополя и Черноморского флота. На реконструкцию уже имеющихся в городе подземных сооружений и строительство новых правительством было выделено 322 млн рублей. Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
Согласно проекту, в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов. В том числе объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» – укрытие для подводных лодок и экипажей 613 и 633 проектов, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9,5 тыс. тонн. В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой – арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов.
Работы по созданию подземного комплекса велись в три смены, т.е. круглосуточно. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. В 1961 году в доке стояла первая подлодка.
В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться семь подводных лодок. Его глубина достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь только помещений и ходов завода – 9,6 тыс. кв. м, площадь подземной водной поверхности равна 5,2 кв. м.
Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был искусно замаскирован так, что непосвященный человек ни за что не мог обнаружить штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды.
Дизель-электрические подводные лодки следующего поколения (знаменитые «Варшавянки») имели большие размеры, чем подлодки типов 613 и 633. Новые субмарины просто не могли зайти на подземную базу из-за своих габаритов. Так что в 80-х годах объект 825 ГТС по своему прямому назначению уже не использовался, хотя формально в строю база находилась до 1994 года.
Последняя российская подлодка покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении.
Источник: ВПК https://vpk-news.ru/news/62170
Проект создания яхтенной марины в Севастополе одобрен Госэкспертизой
Главгосэкспертиза России одобрила проектно-сметную документацию на создание яхтенной марины в Балаклавской бухте Севастополя. Ведомство перечисляет основные пункты большого проекта для Севастополя: вдоль реконструированных набережных – Таврической и Назукина – разместят причалы и пирсы для яхт и маломерных судов («в том числе – специальных, служебных, гостевых и резидентных»), построят доковое сооружение, транспортно-технический блок и теплогенераторную, модернизируют участок морского пункта пропуска через государственную границу России.
Кроме того, реконструируют два автомобильных моста и несколько участков дорог, модернизируют действующие и построят новые инженерные сети и сооружения. Также обновят административное здание, где кроме офисов будет находиться туристско-информационный центр, «укрепят участки променада, обустроят прогулочные пешеходные зоны и велосипедные дорожки».
«Проектная документация разработана в АО "Стройгазмонтаж". Застройщик – ГКУ города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства"», – уточняет Главгосэкспертиза.
Напомним: другие, не связанные рамками госучреждений эксперты отмечали, что перспективный для Севастополя проект недостаточно связан с самой Балаклавой, до сих пор не имеющий комплексного плана развития, что проект готовится кулуарно, с жителями города обсуждается формально, а многие его реальные градостроительные и технические параметры остаются неизвестными, в том числе – для будущих пользователей этой марины. При этом непроработка целого ряда параметров грозит обернуться городу не радостями, а серьёзными неприятностями.
Источник: Новый Севастополь https://sevastopol.su/news/smeta-na-balaklavskuyu-marinu-poluchila-odobrenie-ekspertov
Севприроднадзор опроверг наличие договорённостей о создании VIP-пляжа в урочище Инжир
Севприроднадзор опроверг наличие каких-либо договорённостей о возможности строительства гостиницы и создания пляжной VIP-зоны в районе урочища Инжир. Ведомство сделало заявление в социальной сети в качестве комментария к объявлению о продаже земельного участка в Балаклавском районе.
«Спешим развеять опасения – информация, указанная продавцом, неправдива. Урочище Инжир расположено на лесных участках, кроме того, это часть особо охраняемой природной территории – государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя». В соответствии с режимом особой охраны заказника, на этой территории запрещается деятельность, противоречащая его целям и задачам, в том числе: строительство зданий и сооружений, предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества», – сообщили в ведомстве.
Там акцентировали внимание на том, что урочище Аязьма (Инжир) является общедоступным местом отдыха и сейчас открыто для посещения.
Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/42885
Ремонт набережной Корнилова в Севастополе затягивается из-за задержки в поставке материалов
Ремонт гранитного покрытия на набережной Корнилова в Севастополе горхоз планировал завершить к середине мая. Однако поставка очередной партии покрытия на замену прибудет в город только к концу текущего месяца. Об этом «Новому Севастополю» сообщили в департаменте городского хозяйства. При этом в ответ на соответствующий запрос издания там не стали называть дату завершения ремонта.
«Первоначальный объём перекладки плитки составил 130 квадратных метров. Далее водолазами поднята со дна найденная смытая штормом плитка, в результате чего второй этап перекладки составил в объёме 213 квадратных метров, в том числе колотой плитки, уложить которую было важно до майских праздников во избежание травматизма жителей и гостей города на набережной, – указано в ответе на информационный запрос. – Площадка, уложенная из сколов плитки, временная и подлежит демонтажу при поступлении новой плитки. Замена колотой плитки на новую будет произведена по мере её поступления. К концу текущего месяца ожидается поставка 90 квадратных метров плитки для замены участков со сколами». Там добавили, что ремонтники также заново уложили 15 погонных метров бордюра в рамках работ на набережной.
Ранее жители города публиковали в социальных сетях видео с возмущением, что для укладки гранитной плитки на набережной используется строительная пена. «В процессе укладки плитки использовался влагостойкий клей типа «Арена», а также «Вебер Бетонит ультра фикс», – сообщили в департаменте. – Причина использования строительной пены определена технической необходимостью и оперативностью проведения работ в преддверии майских праздников».
Стоимость работ по ремонту набережной в департаменте изданию также не сообщили. Однако акцентировали внимание на том, что «дополнительные расходы бюджет города не понёс, так как работы выполнялись в рамках ранее утвержденного государственного задания ГБУ «Парки и скверы».
25 марта директор департамента городского хозяйства Евгений Горлов анонсировал, что работы по ремонту набережной Корнилова планируется завершить в течение полутора месяцев. Однако он добавил, что сроки зависят от поставок материала.
Волны разбили набережную в трёх местах во время январского шторма.
Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/42880
Память
Севастополь отметит День брига «Меркурий»
Власти Севастополя планируют проведение праздничных мероприятий в городе 26 мая по случаю Дня брига «Меркурий». Соответствующая информация опубликована на официальном сайте правительства города. «День посвящён победе 26 мая 1829 года 18-пушечного брига «Меркурий» над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на вооружении около 200 орудий», – указано в информационном сообщении.
Празднование будет включать в себя торжественный подъём флага, салют, митинг, парад и возложение венков к памятникам на Константиновской батарее и Матросском бульваре.
«Меркурий» –бриг Русского флота. В мае 1829 г., во время Русско-турецкой войны, бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями. В 2019 г. в Севастополе прошли торжественные мероприятия в честь 100-летия создания брига.
Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/42851
Военнослужащие армейского корпуса ЧФ совершили поход памяти
Военнослужащие соединения береговой обороны армейского корпуса Черноморского флота совершили поход по местам боевой славы крымских партизанских отрядов периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршрут проходил по горно-лесистой местности, где до сих пор можно обнаружить окопы, воронки на местах стоянок партизанских отрядов, которые обозначены современными памятными знаками.
В рамках похода командиры подразделений совершенствовали свои навыки в ориентировании и прокладывании маршрута движения в горно-лесистой местности, а военнослужащие смогли проверить уровень своей физической и горной подготовки. Для следования по маршруту военнослужащие совершили восхождение на высоту около 300 метров над уровнем моря и совершили переход протяженностью свыше 15 километров, включающий в себя скальные участки местности.
Основной целью похода стало изучение истории крымских партизан и отдание почестей погибшим в борьбе с фашизмом. В походе приняли участие около 100 военнослужащих соединения береговой обороны армейского корпуса ЧФ.
Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота
На Севмаше открыли мемориальную доску главному технологу
На Севмаше (входит в ОСК) состоялось торжественное открытие мемориальной доски Герою Социалистического Труда, бывшему главному технологу предприятия Сергею Слесаревичу (1915-1981 гг.).
Сергей Васильевич был одним из основных авторов стратегии развития подводного кораблестроения советского периода, которая разрабатывалась в 50-70 годы. Будучи заместителем главного инженера по подготовке производства, он руководил разработкой и внедрением мероприятий по наращиванию мощностей, повышению технического уровня всех производств предприятия. При непосредственном участии С.В. Слесаревича были организованы специализированные службы, в подводном судостроении внедрялись передовые технологии смежных отраслей.
Барельеф в честь главного технолога предприятия, лауреата Государственной премии СССР размещен в фойе заводоуправления. Эта мемориальная доска стала седьмой, расположенной на территории предприятия и посвященной заслуженным работникам завода.
Именем С.В. Слесаревича на Севмаше назван один из буксиров-кантовщиков, задействованный на выполнении производственной программы Севмаша. Также в Северодвинске на доме по улице Торцева, где он жил, установлена памятная доска.
Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/na-sevmashe-otkryli-memorialnuyu-dosku-glavnomu-tekhnologu/
По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев
Отредактировал С.А Плотников