15.03.2021 г. Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ

Черноморский флот провел учение на фоне захода в Черное море фрегата ВМС Испании

Береговой ракетный комплекс "Бастион" и патрульный корабль "Павел Державин" провели совместное учение в Черном море, куда на днях зашел фрегат ВМС Испании, сообщили в пресс-службе ЧФ. "В ходе учения экипаж патрульного корабля "Павел Державин" Новороссийской военно-морской базы вышел в море и отработал задачу по поиску и обнаружению корабля условного противника. После обнаружения "вражеского" корабля экипаж ПК "Павел Державин" взял его на сопровождение и уничтожил надводную цель высокоточным ракетным оружием", – отметили в пресс-службе.

По данным штаба ЧФ, боевые расчёты ракетного комплекса "Бастион" также отработали алгоритм действий при обнаружении противника и выполнили условную ракетную стрельбу по морской цели. "Учебный бой был проведён с выполнением электронных пусков ракет, без фактического применения ракетного оружия", – подчеркнули в штабе флота. Там отметили, что мероприятие проведено в соответствии с планом боевой подготовки ЧФ.

Как сообщал "Интерфакс", 12 марта Черноморский флот начал слежение за фрегатом ВМС Испании, зашедшим в Чёрное море в пятницу. "Силы и средства Черноморского флота приступили к слежению за действиями фрегата "Кристобаль Колон" ВМС Испании, зашедшего в 15 часов 12 марта 2021 года в акваторию Черного моря", – сообщили в Национальном центре управления обороной РФ.

После начала кризиса на востоке Украины в Черное море регулярно заходят корабли ВМС США и других стран НАТО. Согласно конвенции Монтрё, время нахождения кораблей нечерноморских стран в акватории Черного моря ограничено 21 сутками.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546778&lang=RU

Малые противолодочные корабли провели учение по обнаружению подводной лодки условного противника

Экипажи малых противолодочных кораблей «Касимов» и «Суздалец» Черноморского флота провели учение по поиску и обнаружению подлодки условного противника. Учение прошло в одном из морских полигонов в акватории Чёрного моря в соответствии с планом боевой подготовки флота. Роль условного противника выполнял экипаж подводной лодки «Великий Новгород».

В ходе учения экипажи МПК «Касимов» и «Суздалец» успешно отработали поставленные задачи по поиску и слежению за подводной лодкой, а также выполнили комплекс корабельных учебных упражнений по применению торпедного оружия и бомбометанию. После завершения манёвров с подводной лодкой экипажи противолодочных кораблей провели артиллерийские стрельбы по макетам плавающим мин.

Следующим мероприятием боевой подготовки противолодочных сил флота станет учение во взаимодействии с противолодочными вертолётами Ка-27ПЛ Морской авиации и ПВО ЧФ.

Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота

Более 2 тыс. десантников проведут учения в Крыму

Более 2 тыс. военнослужащих и около 500 единиц военной и специальной техники будут задействованы в учениях в Крыму на эитой неделе, сообщили в Минобороны РФ. Как говорится в сообщении на сайте ведомства, будут задействованы подразделения Новороссийского десантно-штурмового горного соединения, самолеты Ил-76 Военно-транспортной авиации ВКС России, а также самолеты и вертолеты штурмовой и армейской авиации ЮВО.

"Парашютно-десантные подразделения совершат перелет на семи самолетах Ил-76МД в район площадки приземления на полигоне "Опук", где более 350 военнослужащих и три единицы боевых машин десанта БМД-2К-АУ выполнят десантирование", – сообщили в ведомстве.

В сообщении отмечается, что одновременно из четырех транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ штурмовым способом будет высажен тактический воздушный десант в составе десантно-штурмовой роты, а из больших десантных кораблей ЧФ на необорудованное морское побережье будет высажен самоходный артиллерийский дивизион.

"В дальнейшем подразделения отработают задачи по обороне морского побережья от высадки морского десанта условного противника, а также выполнят упражнения боевых стрельб из вооружения боевых машин десанта БМД-2К-АУ, танков Т-72Б3, 120-мм самоходно-артиллерийских орудий 2С9 "Нона-С" и 122-мм гаубиц Д-30, стрелкового вооружения", – говорится в сообщении.
Учение пройдет с 18 по 19 марта на полигоне "Опук" в Республике Крым.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546736&lang=RU

Военнослужащие армейского корпуса ЧФ готовят военную технику к участию в Параде Победы

Военнослужащие армейского корпуса Черноморского флота совершили марш в Симферопольский район на механизированной колонне военной и специальной техники для подготовки к участию в Параде Победы.

С целью размещения и обслуживания военной техники, задействованной в Параде, на территории соединения береговой обороны армейского корпуса ЧФ развёрнут временный технический парк для подготовки механизированной колонны, которая примет участие в Параде Победы 9 мая 2021 года. Развернуты пункты технического обслуживания, чистки, мойки и покраски техники.

Более 10 экипажей сопровождения военной автомобильной инспекции обеспечили безопасность дорожного движения при следовании механизированной колонны во временный технический парк. В целях организации безопасности дорожного движения и своевременного прибытия техники в пункт назначения, военной автомобильной инспекцией была организована работа по взаимодействию с УГИБДД МВД России по Республике Крым и г. Симферополь.

Механикам-водителям в ходе подготовки предстоит проверить техническое состояние техники, в частности, уровень технических жидкостей, заряд аккумуляторных батарей, исправность световых приборов. Техника, которая стоит на вооружении продолжительное время будет заново покрашена.

Всего в военном параде, посвященном 76-й годовщине победы в Великой Отечественной войне будет задействовано более 70 единиц техники армейского корпуса ЧФ, в том числе ЗРК С-400 «Триумф» и ЗРПК «Панцирь-С».

Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота

Песков не сомневается, что спецслужбы РФ знают о возможных провокациях Украины в связи с Днем воссоединения Крыма с Россией

В Кремле уверены, что российские спецслужбы обладают информацией о возможных провокациях Украины в связи с отмечаемым 18 марта Днем воссоединения Крыма с Россией, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "Мы не сомневаемся, что наши соответствующие ведомства обладают всей необходимой информацией о каких-либо провокациях, если они планируются. И мы также не сомневаемся, что на любые провокации, тем более в такой важный день, будет дан соответствующий, необходимый ответ", – сказал Песков в понедельник журналистам. Так он ответил на просьбу прокомментировать появляющуюся информацию о возможных провокациях со стороны Украины в день воссоединения Крыма с Россией 18 марта.

Песков сообщил, что 18 марта президент России Владимир Путин проведет совещание по вопросам социально-экономического развития Крыма и города Севастополя. Его планируется провести в режиме видеоконференции. По словам Пескова, Путин свяжется непосредственно с Крымом, пообщается с представителями общественности Крыма и Севастополя.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546788&lang=RU

Шаманов сообщил о проведении организационных мероприятий по созданию базы ВМФ РФ в Судане

Проводятся организационные мероприятия по созданию в Судане пункта базирования ВМФ России, сообщил "Интерфаксу" глава думского комитета по обороне Владимир Шаманов. "Я знаю, что проводятся организационные мероприятия", – сказал парламентарий агентству в понедельник, отвечая на вопрос о сроках начала функционирования базы в Судане.
Шаманов отметил, что пакет документов, касающийся пункта ВМФ РФ в Судане, может быть рассмотрен Госдумой осенью – после парламентских выборов, которые, как ожидается, пройдут в сентябре. "Все-таки это международное сотрудничество, там целый ряд подзаконных документов должен быть подготовлен, чтобы рассматривать все в пакете. Я думаю, что какое-то время займет. Но, скорее всего, это будет задача Государственной Думы следующего, восьмого созыва", – сказал собеседник агентства.

В Судане, как сообщалось, Минобороны РФ создает пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) Военно-Морского Флота на Красном море. В декабре 2020 года стало известно, что Россия и Судан подписали соответствующее соглашение.

В Судане побывала комиссия Минобороны РФ в рамках двустороннего соглашения о создании ПМТО ВМФ РФ, сообщил "Интерфаксу" 9 февраля заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, который курирует управление имуществом и расквартирование войск. 28 февраля пресс-служба Черноморского флота сообщила, что в порт Судана впервые в новейшей истории РФ зашел российский боевой корабль – оснащенный крылатыми ракетами "Калибр" фрегат "Адмирал Григорович".

В соглашении, которое было опубликовано в декабре 2020г. на официальном интернет-портале правовой информации, отмечалось, что максимальная численность российских военнослужащих в составе пункта ВМФ в Судане не будет превышать 300 человек. Документ предполагает, что в пункте ВМФ РФ в Судане одновременно могут находиться максимально четыре российских корабля, включая корабли с ядерной энергетической установкой. Россия может использовать воздушное пространство Судана.

"Открытие ПМТО в Судане позволит Военно-Морскому Флоту создать условия безопасной морской деятельности не только для Российской Федерации, но и для других государств, нахождения кораблей в дальней океанской зоне, их участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях", – сказал заместитель министра обороны РФ Александр Фомин в прошлом декабре в интервью "Российской газете".

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546789&lang=RU

Авианосец ВМС США "Дуайт Эйзенхауэр" начал операции в Восточном Средиземноморье

Американская авианосная ударная группа, возглавляемая атомным авианосцем Dwight Eisenhower, вошла в Восточное Средиземноморье, следует из сообщений 6-го оперативного флота США.

Группа проводит совместные учения с кораблями ВМС Греции и Италии, сообщил флот. Некоторые корабли авианосной группы зашли на базу Суда-Бэй на греческом острове Крит.

Как сообщал "Интерфакс", 8 марта авианосная ударная группа ВМС США, пройдя пролив Гибралтар, вошла в акваторию Средиземного моря. В состав группы помимо авианосца входят ракетный крейсер Monterey, эсминцы Mitscher и Thomas Hudner, а также судно снабжения Arctic.

Ранее предполагалось, что корабли группы проследуют через Суэцкий канал на Ближний Восток, откуда в конце января после многомесячного пребывания ушла авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем Nimitz. Однако в конце февраля министр обороны США Ллойд Остин заявил, что вопрос об этом пока не решен.

По данным американских СМИ, авианосец какое-то время будет оставаться в Средиземном море и взаимодействовать с военно-морскими силами стран-членов НАТО.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546747&lang=RU

8 российских подлодок ВМФ РФ обнаружены украинскими экспертами в Азовском море…

Во многих средствах массовой информации Украины, на страницах социальных сетей, в частности, на личной странице Facebook заместителя руководителя Луганской областной военно-гражданской администрации, сегодня была размещена сенсационная информация. 

Речь идет о том, что в Азовском море, глубина которого зачастую критично мала, в настоящее время базируются …мощные боевые российские подводные лодки самых современных моделей. Украинские и мировые военные эксперты по вооружениям даже сумели указать точное количество российских субмарин: их ровно восемь единиц. 

Таким образом, по мнению журналистов, Российская Федерация, наравне с ВСУ, также готовится к масштабному нападению на Украину. Помимо этого, на границе двух стран базируются 80 тысяч военнослужащих, 1400 российских артиллерийских и ракетных систем залпового огня, 900 танков, 500 самолетов, 300 вертолетов…

Источник: ВПК https://vk-smi.ru/technology/1115773?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

ВМС Турции получили второй морской патрульный самолет ATR-72-600T

Командование авиации ВМС Турции приняло на вооружение второй из шести заказанных морской патрульный / противолодочный самолет ATR-72-600T (MPA/ASW) по программе MELTEM III. О передаче ВМС Турции очередного нового самолета 13 марта объявил глава Секретариата оборонной промышленности Турции (SSM) Исмаил Демир.

Как ранее сообщал ЦАМТО, базовый контракт, предусматривающий поставку ВМС Турции 10 противолодочных самолетов ATR-72-500, был подписан Alenia Aermacchi (ныне Leonardo) с SSM в 2005 году. Стоимость соглашения составила 180 млн. евро.

В мае 2013 года Alenia Aermacchi объявила о подписании с SSM измененного контракта, который предусматривает поставку двух многоцелевых самолетов ATR-72-600 TMUA (турецкий морской многоцелевой самолет) и шести морских патрульных самолетов ATR-72-600 TMPA (турецкий морской патрульный самолет) или ATR-72-600T.

Главным изменением является принятие на вооружение ВМС новых самолетов ATR-72-600 вместо ATR-72-500. Благодаря этому соглашению ВМС Турции получат ATR-72 последней версии, оборудованные стеклянной кабиной пилота и более мощными двигателями.

Компания Alenia Aermacchi объявила о поставке ВМС Турции первого многоцелевого самолета ATR-72-600 TMUA (с.н. TCB-701) 24 июля 2013 года. Второй самолет (с.н. TCB-702) был поставлен ВМС Турции в первой половине августа 2013 года. По сравнению с базовой платформой ATR-72-600, два ATR-72 TMUA, модифицированные на заводах Alenia Aermacchi, оснащены новыми радиостанциями, системой госопознавания «свой-чужой» и модифицированной кабиной. Оба самолета могут быть легко реконфигурированы в грузовую версию для выполнения различных задач, включая доставку войск и грузов.

Следующие шесть ATR-72-600 переоборудуются в версию морских патрульных самолетов ATR72-600 TMPA турецкой компанией Turkish Aerospace Industries, Inc. (TAI) в Анкаре. Они предназначены для выполнения различных задач, в первую очередь, морского патрулирования. Самолет, носящий в Турции обозначение MELTEM 3, оснащается разработанной Tales системой морского наблюдения AMASCOS, поисковой РЛС OCEAN MASTER, системой обмена данными «Линк-16», автоматической системой опознавания и системами вооружения последнего поколения, включая легкие торпеды Mk-54 и Mk-46.

Первый ATR72-600 (с.н. TCB-751) прибыл на производственную площадку Turkish Aerospace Industries 19 апреля 2013 года. Изначально ожидалось, он будет передан в версии TMPA командованию авиации ВМС Турции в феврале 2017 года, а поставки всех шести самолетов планировалось завершить в 2018 году, однако график был значительно затянут. В итоге первый самолет версии TMPA был передан ВМС Турции только 11 декабря 2020 года.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2021/0315/151062010/detail.shtml

Кораблестроение и судоремонт

Для Министерства обороны будут построены ещё три средних морских танкера проекта 23130

Первый серийный (второй по счету) средний морской танкер проекта 23130 получит название "Василий Никитин".

Контракт на строительство серии из трех средних морских танкеров проекта 23130 был заключен в 2020 году. Головное судно данного проекта "Академик Пашин" было сдано Невским ССЗ в 2019 году. Такие данные привел в интервью "Красной Звезде" начальник службы вспомогательного флота департамента транспортного обеспечения министерства обороны РФ капитан 1 ранга Сергей Епифанов. В общей сложности на данный момент в рамках в рамках 18 заключенных с судостроительными предприятиями государственных контрактов продолжается строительство 44 судов обеспечения, добавил Сергей Епифанов.

В частности, в 2020 году было заключено пять контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке головных судов новых проектов – малого морского танкера, универсального судна контроля физических полей и размагничивания, морского буксира, пассажирского катера и нефтемусоросборщика. При этом унификация основного оборудования позволит оптимизировать затраты на проектирование, строительство и эксплуатацию судов в течение всего их жизненного цикла.

15 марта отмечается 81 год со дня образования службы вспомогательного флота. Сегодня в ее состав входят более 400 судов различных классов и подклассов. В 2020 году суда вспомогательного флота прошли 500 тыс. морских миль, провели свыше 13 тыс. морских и рейдовых буксировок и 183 ледовых обеспечения, обработали 100 тыс. тонн грузов и обеспечили более 200 мероприятий боевой подготовки флотов.

Источник: Корабел.ру

https://www.korabel.ru/news/comments/dlya_ministerstva_oborony_budut_postroeny_esche_tri_srednih_morskih_tankera_proekta_23130.html

Находкинский СРЗ сократил время ремонта на 30% благодаря нацпроекту «Производительность труда»

АО «Находкинский судоремонтный завод» (НСРЗ) успешно реализовало проект создания потока-образца, прошло аудит экспертами Федерального центра компетенций (ФЦК), получило сертификат и сейчас готовит пакет документов для подачи заявки на получение льготного займа в 300 млн руб. сроком до 60 месяцев под 1% годовых в Фонде развития промышленности. Об этом сообщила пресс-служба правительства Приморского края.

О мероприятиях, которые сегодня проводит завод, рассказал начальник отдела развития производственной системы АО «НСРЗ» Андрей Алимов во время встречи руководителей промышленных предприятий края со специалистами Регионального центра компетенций (РЦК) и институтов поддержки бизнеса в Приморье на площадке центра «Мой бизнес».

Он отметил, что один из ключевых критериев, по которому определяется эффективность процессов в сфере судоремонта – это время протекания процесса создания ценности – услуги судоремонта. «Судоремонт по сложности производства можно сравнить с проектной деятельностью, потому что каждый новый заказ – это новый проект. Систематизировать в этом процессе можно только ключевые операции, поэтому мы начали с сокращения времени судоремонта. Эталонными процессами стали смежные участки ремонта дизельных двигателей и винторулевого комплекса. Сначала мы оцифровали все потери на этих участках и увидели, что по отношению к комплексному процессу судоремонта они составили около 46%. Используя методики Федерального центра компетенций, мы внедрили инструменты бережливого производства на этих участках и сократили время протекания процесса ремонта на 30%. Эталонный участок (поток-образец) НСРЗ наглядно демонстрирует возможности того, как можно в короткие сроки без лишних затрат качественно улучшить условия производства и повысить производительность труда», – подчеркнул Андрей Алимов.

Также благодаря инструментам бережливого производства удалось более эффективно использовать существующие производственные площади на участке по ремонту винторулевого комплекса. Если ранее расположение рабочих мест позволяло работать только с одним валопроводом (остальные стояли в очереди), то сейчас после реорганизации этого участка операторы могут параллельно ремонтировать два крупных ВРК. За счет этого увеличилась выработка как смены, так и самого участка более чем на 40%.

Национальный проект «Производительность труда» утвержден «майским» указом президента России Владимира Путина в 2018 году. Он призван создать условия для ежегодного прироста производительности труда в стране на 5% к 2024 году. Для реализации поставленных задач правительством России разработан комплекс мер господдержки бизнеса, который включает финансовое стимулирование, поддержку занятости и экспертную помощь в оптимизации производственных процессов.

Датой основания Находкинского судоремонтного завода считается 20 июня 1951 года, когда министр морского флота СССР издал приказ «Об организации докового участка на строящемся заводе №4 в бухте «Находка». В том же году был установлен первый плавучий док. В 1992 году завод был акционирован. В 1999 году НСРЗ получил сертификат соответствия системы менеджмента качества международному стандарту ИСО 9002:1994. В последующие годы НСРЗ участвовал в крупных инфраструктурных проектах, реализованных в Приморском крае.

Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9423/

Приморский край планируют обновить рыбопромысловый флот 45 новыми судами до 2030 года

Предусмотрены налоговые льготы, если суда построены на приморских верфях.

Как сообщает пресс-служба Правительства Приморского края, приморские рыбодобывающие компании до 2030 года планируют строительство 17 ед. крупнотоннажного и 28 ед. среднетоннажного флота на отечественных верфях. "Первые пять лет на суда, построенные на территории Приморского края, налог на имущество составляет 0%, на пять последующих налоговых периодов – 0,5%", – подчеркнул руководитель агентства Валерий Корко.

На сегодняшний день рыбопромысловый флот региона насчитывает более 450 судов.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/primorskiy_kray_planiruyut_obnovit_rybopromyslovyy_flot_45_novymi_sudami_do_2030_goda.html

«Петр Великий» прибудет к юбилею

Как стало известно “Ъ”, сроки сдачи круизного лайнера «Петр Великий» сдвигаются – судно вместо мая будет сдано весной 2022 года. Задержку в Объединенной судостроительной корпорации объясняют низким качеством проекта и корректировками документации со стороны заказчика. Заказчик – Московское речное пароходство – не будет выставлять штрафные санкции, отмечая, что навигация 2021 года в любом случае будет ограничена из-за отсутствия иностранных туристов вследствие пандемии.

Круизное судно «Петр Великий», строящееся на астраханском «Лотосе» (входит в Южный центр судостроения и судоремонта, ЮЦСС) Объединенной судостроительной корпорации, будет сдано в мае 2022 года, к 350-летию рождения Петра I. Об этом рассказали источники “Ъ” в отрасли. По последней информации, судно готовились передать Московскому речному пароходству (МРП, входит в корпорацию AEON Романа Троценко) в мае. Господин Троценко подтвердил “Ъ”, что судно сдадут весной 2022 года. При этом он уточнил, что штрафных санкций МРП предъявлять не планирует, «считая все рабочим процессом». «С учетом того, что навигация 2021 года из-за ограничений, связанных с пандемией, будет сильно ограничена по иностранным туристам и маршрутам, задержка со сдачей судна некритична», – подчеркнул Роман Троценко. Также он добавил, что дополнительных средств для достройки судна «никто от заказчика не просит».

В ОСК “Ъ” сообщили, что сейчас готовность круизного судна составляет 83%, ведутся электромонтажные и обстроечные работы, завершаются работы по системе вентиляции и кондиционирования.

«Петр Великий» был заложен в августе 2016 года. Длина судна – 141 м, ширина – 16,8 м, высота борта – 5,5 м, пассажировместимость – 310 человек. Предполагается, что «Петр Великий» будет перевозить пассажиров на водных путях европейской части России с возможностью выхода в Черное, Азовское и Каспийское моря. Планировалось, что МРП получит судно в апреле 2019 года, но сроки неоднократно срывались из-за решения по смене оборудования, повлекшего необходимость перепроектирования, а также ряда технических проблем, возникших на верфи (см. “Ъ” от 12 апреля и 28 августа 2018 год ). В 2019 году стороны заключили дополнительное соглашение, по которому цена контракта увеличилась до 4,2 млрд руб. (см. “Ъ” от 1 июля 2019 года). В то же время строящееся на «Красном Сормово» (входит в ОСК) по схожему проекту круизное судно «Мустай Карим» в августе 2020 года уже вышло в первый рейс.

С учетом опыта строительства «Мустая Карима» на «Красном Сормово» предстоит проверить необходимость доработок для хранения и эксплуатации судна в зимнее время, говорят в ОСК. Особенности конструкции и строительства «Петра Великого» предопределены его высокой насыщенностью и сложностью. «Слабое качество технического проекта, недостаточная квалификация конструкторского бюро, разработчика документации и корректировки со стороны заказчика приводят к задержкам строительства», – утверждают в корпорации. В связи с тем, что навигация этого года будет существенно ограничена из-за пандемии, заказчик считает возможным сдвинуть срок начала активной эксплуатации на следующую весну без штрафных санкций, подчеркивают в корпорации.

В то же время там также заверяют, что не запрашивают дополнительных средств у заказчика, «текущие вопросы решаются в рамках рабочего процесса и партнерских отношений».

Собеседники “Ъ” говорят, что сейчас на «Лотосе» сложная ситуация: денег у завода нет, долги растут, сроки сдачи заказов ползут вправо (за исключением строительства земснарядов). В 2020 году убыток «Лотоса» по РСБУ вырос в 7,8 раза, до 380 млн руб., выручка увеличилась в 1,6 раза, до 2,3 млрд руб., кредиторская задолженность выросла в 1,5 раза, до 9,6 млрд руб., дебиторская — почти вдвое, до 8 млрд руб. Несмотря на это, в ОСК заверяют, что закрытие предприятия не рассматривается.

При объективном понимании ОСК, что к грядущему сезону сдать судно не удастся, а принимать его зимой заказчик не заинтересован, второй квартал 2022 года можно считать компромиссным вариантом, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Пропуск непростого туристического сезона будет для эксплуатанта более оптимальным решением, при этом ОСК и ее кэптивная лизинговая компания «Машпромлизинг» могут создать дополнительные условия для комфортной приемки судна в 2022 году, полагает эксперт.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4729389?utm_referrer=korabel.ru%2Fnews%2Fcomments%2Fobzor_pressy_ot_15_marta_2021_goda_ukraina_pytaetsya_vernut_azovskiy_sudoremontnyy_zavod_v_svoi_ruki.html

Судостроительный кластер в Крыму: перспективы развития обсудили на выездном совещании в Керчи

Минпромторгом России предусмотрено выделение средств в качестве мер государственной поддержки на создание кластерных объединений, и крымские промышленники, консолидировавшись, смогут, рассчитывать на эту помощь.

Не удивительно, что местом проведения рабочего совещания по перспективам развития крымского судостроительного кластера была выбрана Керчь. Ведь именно здесь находится крупнейшая верфь в регионе – судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы. Участниками совещания, организованного по инициативе Министерства промышленной политики Республики Крым, стали представители промышленных предприятий и учебных заведений, ориентированных на нужды судостроения.

– Сегодня мы с вами находимся на старте проекта, который объединит большое количество субъектов хозяйствования – корабелов, поставщиков, научные и учебные заведения, – обратился к присутствующим министр промполитики Крыма Александр Трянов, – создание в регионе судостроительного кластера – объективная необходимость, которая станет эффективной формой движения предприятий судостроительной отрасли.

По словам заместителя министра промышленной политики РК Елены Элекчян, Минпромторгом России предусмотрено выделение средств в качестве мер государственной поддержки на создание кластерных объединений, и крымские промышленники, консолидировавшись, смогут, рассчитывать на эту помощь.

– Для того, чтобы привлечь эти средства в Крым предстоит непростая организационная работа – определить наиболее эффективный состав участников, разработать концепцию работы, и с этой программой заявить наш кластер для его включения в реестр промышленных кластеров России, – подчеркнула Е. Элекчян.

Особое внимание при проработке попросил уделить кадровому направлению генеральный директор судостроительного завода имени Б.Е. Бутомы Олег Гончаров, подчеркнув, что конструктивные решения этих вопросов позволят предприятию преодолеть кадровый голод.

С тем, что перспективность такой совместной работы очевидна, согласились все участники совещания, в ближайшее время от тех, кто заинтересован войти в состав кластера будут получены предложения по структуре, приоритетным векторам работы и т.д, – сообщает пресс-служба ООО "Судостроительный завод Залив".

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/sudostroitelnyy_klaster_v_krymu_perspektivy_razvitiya_obsudili_na_vyezdnom_soveschanii_v_kerchi.html

Мишустин увеличил размер судового утилизационного гранта для Крайнего Севера

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому будет увеличен размер судового утилизационного гранта для Крайнего Севера. Об этом сообщила пресс-служба правительства, передает ТАСС. "Транспортным компаниям, работающим в Заполярье, компенсируют до 15% стоимости новых судов за счет утилизационных грантов", – говорится в тексте сообщения.

Согласно документу, для получения выплаты потребуется сдать в утиль старые суда и разместить новые заказы на российских верфях. Также отмечается, что строящееся судно должно использоваться для снабжения Крайнего Севера продовольствием и другими жизненно важными товарами. "Действие постановления, таким образом, распространяется на транспортный, обслуживающий и технический флот", – подчеркнули в кабмине. Кроме того, государство в 2021-2023 годах планирует направить более 1,4 млрд рублей на поддержку участвующего в северном завозе флота, поскольку он медленно окупается.

Также в утвержденном документе уточняются условия получения утилизационных грантов на строительство рыбопромысловых судов. Сообщается, что были "пересмотрены отдельные параметры (водоизмещение, габариты), используемые для расчета соответствия старого и нового судна".

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/mishustin_uvelichil_razmer_sudovogo_utilizacionnogo_granta_dlya_kraynego_severa.html

Алексей Рахманов: «Дноуглубительному флоту должно быть уделено пристальное внимание»

Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов принял участие в Четвертом конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление». Темой его выступления стали системные вопросы развития инфраструктуры внутренних водных путей.

Глава ОСК отметил, что флот речных судов морально и физически устарел и не соответствует современным экологическим требованиям и требованиям по безопасности. Требуется незамедлительное принятие решений, которые позволят произойти обновлению российского флота на внутренних водных путях. И наиболее пристальное внимание должно быть уделено дноуглубительному флоту, предназначенному для расчистки и восстановления водных объектов, обеспечения нормативных гарантированных глубин судового хода и подъема затонувших объектов. Действующий дноуглубительный флот, эксплуатирующийся сегодня в России – это суда, построенные по проектам 60-х, 70-х годов прошлого века. А с тех пор в проектировании и строительстве появились новые технологии и тенденции.

В скором времени восстанавливать внутренние водные пути будут новые речные земснаряды, которые ОСК начала строить осенью 2020 года.

Современный проект таких судов был разработан совместно с Росморречфлотом и компанией IHC Holland B.V. Заказы на строительство земснарядов размещены на АО «Судостроительный завод «Лотос».

Другой проблемой, по словам Алексея Рахманова, является то, что «у реки до сих пор не появилось одного «хозяина». Наличие единого оператора внутренних водных путей, подчеркнул генеральный директор ОСК, может стать драйвером программы развития и повысить их конкурентоспособность.

Министерством транспорта в настоящее время ведется работа по разработке транспортно-экономического баланса. Необходимо сформировать прогноз переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт.

Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/aleksey-rakhmanov-dnouglubitelnomu-flotu-dolzhno-byt-udeleno-pristalnoe-vnimanie/

КМЗ заключил контракт на 1 млрд руб. на поставку корабельных комплектующих

Кингисеппский машиностроительный завод заключил Государственный контракт с Министерством обороны РФ на поставку крупной партии комплектующих к двигателям производства Русский Дизель на период 2021-2023. Контракт заключен на сумму более 1 млрд руб., сообщила пресс-служба ООО «КМЗ».

Руководитель проекта Александр Польщиков сообщил, что оборудование предназначено для корабельных дизельных двигателей всех типоразмеров произведенных ГП Фирма «Русский Дизель». «Запасные части и комплектующие производятся в полном соответствии с рабочей конструкторской документацией завода изготовителя. Объем собственных инвестиций на модернизацию производства и увеличение станочного парке под этот проект составил более 340 млн. руб.», – отметил Польщиков.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88628/

Строительство платформы для освоения газового месторождения в Арктике обеспечит развитие судостроительной области в Калининграде

На верфи в Светлом строят ледостойкую платформу для освоения газового месторождения в Карском море.

Производственный комплекс по выпуску металлоконструкций OOO "Кливер" работает над изготовлением секций для новой платформы. Данный проект включает в себя создание модулей для персонала. Модули необходимы для наиболее эффективной и комфортной работы членов команды. Заказчиком всех работ является группа "Газпром".

Работают над платформой несколько отечественных заводов, которые находятся в Светлом, Астрахани, Северодвинске, Екатеринбурге, Рыбинске и ,конечно же, в Калининграде. Именно в Калининграде платформа будет собрана воедино и закончена. Мощность рабочей силы – 7 тысяч человек, – об этом корреспонденту Калининград.Ru рассказали в пресс-службе правительства области.

 Данный проект – великолепная возможность для развития судостроительной отрасли в регионе. В разработке платформы принимает участие не только крупный бизнес, но и малое, а также среднее предпринимательство, – прокомментировал губернатор Антон Алиханов.

Эксперты отмечают, что в ближайшие 3 года ожидается рост налоговых поступлений, а также увеличится благосостояние населения, т.к проект обеспечит работой около тысячи специалистов.
Количество инвестиционных поступлений в обрабатывающей промышленности – 650 миллионов рублей.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/na_verfi_v_svetlom_stroyat_platformu_dlya_osvoeniya_gazovogo_mestorozhdeniya_v_arktike.html

Объявлен тендер на доковый ремонт ледокола "Капитан Мецайк"

ФГУП "Росморпорт" объявило запрос котировок в электронной форме по выбору подрядной организации на выполнение работ по доковому ремонту ледокола проекта Р-1191 "Капитан Мецайк", числящегося на балансе Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт" в объеме очередного освидетельствования в 2021 года. Об этом говорится в материалах официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена договора – 26 млн 418 тыс. 976,44 руб. Срок подачи заявок истекает 19 марта 2021 года. Итоги будут подведены 26 марта. Окончание ремонта – 90 календарных дней с даты подписания акта приёмки судна в ремонт, но не позднее 31 августа 2021 года. Место проведения ремонта – судоподъёмное сооружение подрядной организации, находящейся на территории г. Астрахань / Астраханской области либо на территории г. Ростов-на-Дону / Ростовской области в зависимости от места нахождения судна.

Источн: https://www.korabel.ru/news/comments/rosmorport_obyavil_o_tendere_na_dokovyy_remont_ledokola_kapitan_mecayk.html

"Мидель" готов начать ремонт очередного теплохода

Теплоход "Капитан Краснов" (RSD44, тип Капитан Рузманкин) поднят на слип для проведения классификационного ремонта. Ожидается, что в ближайшее время судно будет передано заказчику.

Судно названо в честь волжского капитана Краснова Якова Ивановича, погибшего в 1943 году. Построено в июле 2011 г. в Навашино.

Источник:https://www.korabel.ru/news/comments/oao_sudostroitelnyy-sudoremontnyy_zavod_midel_gotov_nachat_remont_ocherednogo_teplohoda.html

Разное

Подсчитана стоимость первой опреснительной станции для воды в Крыму

Стоимость первой ялтинской опреснительной станции для воды в Крыму составит около трех миллиардов рублей. Ее подсчитал глава Крыма Сергей Аксенов, передает РИА Новости. По его словам, технические параметры установки и производитель не называются из-за санкционного режима. «Уверен, что только опреснение даст гарантированный результат. По ялтинской площадке готовится технико-экономическое обоснование, примерный объем средств примерно около трех миллиардов рублей, источники финансирования есть. В принципе к работе уже приступили», – сказал Аксенов.

Ранее спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов заявил, что власти региона собрались судиться с Киевом из-за ущерба, причиненного полуострову водной блокадой. При этом Киев собирается достроить дамбу на 107-м километре Северо-Крымского канала, чтобы гарантированно отрезать полуостров от воды, рассказывал постоянный представитель президента Украины в Республике Крым Антон Кориневич.

Идущий от Днепра Северо-Крымский канал в прошлом обеспечивал более 80 процентов потребностей Крыма в пресной воде. После присоединения его к России в 2014 году Украина перекрыла канал. Многие водохранилища полуострова обмелели, 2020 год стал одним из самых засушливых за последние 150 лет.

Источник: https://news.mail.ru/politics/45545754/?frommail=1

Лайнер «Князь Владимир» возобновит Черноморские круизы 13 июня

Туристический портал Крыма объявил о старте круизных рейсов между Крымом и Краснодарским краем 13 июня.

Круизное судно возобновляет морскую навигацию между Крымом и Краснодарским краем в 2021 году. Стало известно, что путешествие по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь длится неделю. В стоимость тура входит трёхразовое питание по системе «шведский стол». Кольцевой маршрут включает посещение городов, экскурсии, а также увлекательную программу на борту судна, в том числе и кинопоказы под открытым небом. Кроме этого, на борту «Князя Владимира» есть бассейны с морской водой

С 2017 года теплоход «Князь Владимир» выполнял еженедельные рейсы из Севастополя в Сочи и обратно, при этом заходил в порты Ялты и Новороссийска. В минувшем году из-за пандемии коронавируса, морские круизы были временно отменены.

Источник: Служба информации «Вести.Севастополь» https://vesti92.ru/news/novosti/layner-knyaz-vladimir-vozobnovit-kruizy-13-iyulya/

В Госдуме РФ поддержали законопроект о хранении и ношении кортиков

Комитет по безопасности и противодействию коррупции нижней палаты парламента РФ рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об оружии» в части упрощения порядка хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия (кортиков)», внесенный 25.01.2021 г. правительством Российской Федерации.

Первый заместитель председателя комитета Эрнест Валеев рассказал, представляя законопроект, что его принятие позволит упростить порядок хранения и ношения кортиков, которые относятся к боевому холодному клинковому оружию. Речь идет о военнослужащих, которые при увольнении из государственных военизированных организаций получают право ношения военной формы, а также в их распоряжении останутся кортики. Если законопроект будет принят, кортики не будут подлежать регистрации в «Росгвардии» или ее территориальном органе, на них не потребуется получение соответствующего разрешения на хранение и ношение оружия.
«Упрощение порядка хранения кортиков является проявлением доверия государства к человеку, который выбрал своей профессией «Родину защищать», а бывших защитников Отечества не бывает», – приводит пресс-служба Государственной Думы слова председателя комитета Василия Пискарева.

Замдиректора Федеральной службы войск Национальной гвардии Олег Плохой напомнил, что разработка документа была начата по поручению Владимира Путина после его встречи с общественностью Севастополя и Крыма. Председатель Севастопольского отделения Союза журналистов России капитан 1 ранга запаса Сергей Горбачев дважды напрямую обращался к главе государства с инициативой внести изменения в порядок хранения и право ношения кортика по окончании службы как символа офицерской доблести и чести: в 2015-м и 2019 годах. Активное участие в продвижении этого вопроса принимали депутаты Государственной Думы К.Ф. Затулин, И.А. Яровая, политический деятель В.В. Куликов (в 2017-2020 гг. – член Совета Федерации ФС РФ, в настоящее время депутат Законодательного Собрания Севастополя второго созыва), член Совета Федерации О.Ф. Ковитиди.

«Это важный, но первый шаг, – сказал в комментариях «Славе Севастополя» Сергей Горбачев. – Законопроект должен пройти первое, второе, третье чтения в Государственной Думе, быть одобренным Советом Федерации, указ должен подписать Президент РФ».

По словам председателя СРО СЖР России, инициатива, заявленная во время встреч руководителя страны с общественностью Крыма и Севастополя, была изначально воспринята положительно. Однако бюрократической машине для ее реализации потребовалось почти шесть лет. За это время капитан 1 ранга запаса С.П. Горбачев, принципиально не сдавший кортик офицера в рамках действовавших норм, был вынужден 14 раз отстаивать свое право в судах разной инстанции, подвергался денежному взысканию (штрафу), попал в список лиц, ограниченных в правах выезда за рубеж. Сегодня с обсуждением изменений в закон «Об оружии» появилась надежда на благополучное разрешение вопроса, вызвавшего острую полемику в обществе.

Источник: https://slavasev.ru/2021/03/12/sevastopol-v-tsentre-vnimaniya-gosdumyi/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Морской институт СевГУ развивает направление целевого обучения студентов

Морской институт Севастопольского Государственного университета на сегодняшний день является ведущим центром морского образования в Крыму. Вуз готовит специалистов как для морских судов, так и береговых предприятий морского профиля, сообщает "Город24". 

– В настоящий момент у нас обучается более тысячи студентов. На данный момент где-то 50 на 50. То есть 50 процентов – это севастопольцы, 50 – это жители других городов. В том числе в течение двух последних лет активно поступают студенты с материковой России, – сообщает Дмитрий Бурков, директор Морского института СевГУ. По его словам, специальности, связанные с судоремонтом и судостроением, пользуются немалым спросом. Именно они являются основополагающими в процессе обучения.

Процесс целевого обучения студентов Морского института СевГУ сегодня находится в динамическом развитии. Это напрямую связано с программой Правительства России, согласно которой серьёзное внимание уделяется активному развитию отрасли судостроения.

Источник:

https://www.korabel.ru/news/comments/morskoy_institut_sevgu_razvivaet_napravlenie_celevogo_obucheniya_studentov.html

МДЦ «Артек» начинает конкурсный отбор на обучение по проекту «Мой порт»

Стартовал конкурсный отбор на право зачисления в МДЦ «Артек» на обучение по авторской программе проекта «Мой порт» ФГУП «Росморпорт» «К мечте под парусами». Об этом порталу «Морские вести России» сообщили в пресс-службе предприятия.

Программа направлена на вовлечение участников в проектирование будущего морской отрасли: ее направлений развития и ключевых профессий. Основные учебные модули: «Юный метеоролог», «Занимательная навигация», «Изготовление эхолота для измерения глубин» и «Изготовление аппарата для азбуки Морзе».

Для реализации программы в период 6 лагерной смены (15,16 мая – 04,05 июня) Детским центром выделена тематическая квота 50 человек, из которых 39 человек – победители конкурсного отбора 2020 года, не допущенные к участию в сменах прошлого года из-за пандемии, будут автоматически зачислены на программу в приоритетном порядке.

Дополнят экипаж детского лагеря «Речной» в весеннюю «навигацию» 7 самых активных и творчески мыслящих, заинтересованных в приобретении новых знаний в сфере морской и портовой деятельности ребят, определенных конкурсом 2021 года.

Оставшиеся четверо победителей конкурсного отбора 2020 года, не имеющие возможности принять участие в программе ФГУП «Росморпорт» в весеннюю лагерную кампанию в связи с государственной итоговой аттестацией, смогут обучиться по авторской программе Детского центра в рамках 4 тематической смены (20 марта – 9 апреля 2021 года).

Смены будут организованы в полном соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора по организации отдыха и оздоровления детей в условиях действия режима ограничений.

Подробнее о конкурсе можно узнать на официальном сайте проекта: https://moyport.info/.

ФГУП «Росморпорт» в целях раннего профессионального ориентирования детей успешно реализует социально ориентированный инновационный образовательный проект «Мой порт». Благодаря этой инициативе каждый ребенок в возрасте от 11 до 16 (17) лет, увлеченный морской тематикой, имеет уникальную возможность стать обладателем путевки в один из лучших детских центров России – ВДЦ «Орленок», МДЦ «Артек», ВДЦ «Океан».

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88634/

В МДЦ «Артек» в Крыму планируют работы по берегоукреплению

Эксперты Главгосэкспертизы России одобрили проектно-сметную документацию на реконструкцию сетей и коммуникаций, а также на строительство сооружений инженерной защиты территории и берегоукрепления в МДЦ «Артек» в Крыму.

Для защиты от камнепадов в проекте реконструкции МДЦ «Артек» запланировано строительство анкерного поля с противокамнепадной сеткой. Также, специалисты планируют отсыпать волногасящий пляж и построить подводный волнолом между бунами в прибрежной зоне лагеря. У волноотбойной стены проложат деревянные настилы, а на пляже установят пандусы и деревянные дорожки, подходящие для передвижения инвалидов.

Также в рамках очередного этапа реконструкции «Артека» проведут работы по ремонту котельной, канализационных очистных сооружений, сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В пресс-службе Главгосэкспертизы рассказали, что в лагере построят медпункт, спасательную станцию и санблоки.

Источник: Служба информации « Вести.Севастополь https://vesti92.ru/news/novosti/v-mdts-artek-v-krymu-planiruyut-raboty-po-beregouk/

Память

Лужков в Севастополе: память в металле и камне

Как сообщалось, на минувшей неделе в Севастополе побывал представитель Фонда развития наследия Юрия Лужкова Салават Щербаков, который прибыл в Город Русской Славы для решения вопросов, связанных с установкой и открытием мемориальной доски экс-мэру российской столицы на «Доме Москвы» (пл. Нахимова).

Эта работа ведётся на основе подписанного 13 февраля 2020 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Указа «Об увековечении памяти Ю.М. Лужкова». В соответствии с ним руководством Фонда было предложено установить мемориальную доску на здании «Дома Москвы» в Севастополе, построенного черноморцами на средства столицы. Его архитектурное решение соответствовует стилю здания, в котором в начале XX века находилась частная гостиница Киста. С 2007 года в «Доме Москвы» располагался и активно работал Московский культурно-деловой центр.

Салават Щербаков провёл несколько рабочих встреч, в том числе с федеральным инспектором по городу Севастополю аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Олегом Тищенко. Были рассмотрены предложения по месту установки доски на стене здания и её художественному решению. На предложенном варианте вертикальной доски изображена поясная фигура Юрия Лужкова на фоне видов Севастополя. После утверждения эскиза доска будет изготовлена и доставлена в Севастополь.

В настоящее время предложения по увековечению памяти Юрия Лужкова направлены руководству Севастополя и Черноморского флота. Фонд готовит необходимый пакет документов, перечень которых определён соответствующим законом Города-Героя.

Как сообщил возглавлявший Фонд «Москва-Севастополь» адмирал Игорь Касатонов, начатая работа потребует времени для завершения и воплощения замысла. Однако, по его мнению, она будет проведена оперативно. Дата установки и открытия доски пока не определена.

Источник: Флот-21 век http://blackseafleet-21.com/news/14-03-2021_luzhkov-v-sevastopole-pamjat-v-metalle-i-kamne

Памятник погибшим на теплоходе «Армения» появится в Севастополе

Мемориальный комплекс в память о гибели санитарноготеплохода «Армения» появится на Павловском мысе в Севастополе. Соответствующеерешение утвердил командующий Черноморским флотом Игорь Осипов, сообщил директор Народного медицинского музея Военно-морского госпиталя имени Пирогова АлександрЗубарев.

– Разработано положение, оно сейчаснаходится на утверждении у командующего, о творческом конкурсе. Нам быхотелось, чтобы к 9 Мая мы уже получили проект. Соучастником и главнымфинансистом данного проекта является Балтийский судостроительный завод городаСанкт-Петербурга, – сообщил Александр Зубарев.

После утверждения проекта конкурса Александр Зубарев пообещал раскрыть подробности – как будет проходить выбор подрядчика и чтобудет собой представлять мемориальный комплекс. 

Источник: http://flashcrimea.com/news/pamyatnik-pogibshim-na-teplohode-armeniya-poyavitsya-v-sevastopole

Кандидатуру вице-адмирала Ашота Саркисова выдвинули на звание «Почетного гражданина города Севастополя»

Решение о выдвижении кандидата состоялось на заседании штаба общественной организации «Севастопольская Голландия» в январе, а 11 марта предложение официально внесено в Законодательное Собрание города. Кандидатуру 92-летнего вице-адмирала А.Саркисова лично поддержали Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов, Президент Академии наук РФ Александр Сергеев, первый заместитель гендиректора корпорации «Росатом» Иван Каменских, Герой России Олег Белавенцев, директор Балаклавской ТЭЦ Петр Екименко.

Звание «Почетный гражданин Севастополя» присваивается за личные заслуги перед городом и только при жизни награждаемого. С 2017 года звание предоставляется один раз в три года, и может быть присвоено трем кандидатам сразу. Последний раз звание «Почетный гражданин Севастополя» было присвоено в мае 2016 года Президенту России Владимиру Путину. Но его фамилии на Доске почетных граждан Города-героя на пл. Нахимова до сих пор нет. Ранее сообщалось, что кандидатом на присвоение звания «Почетный гражданин Севастополя» выдвинут 82-летний адмирал Игорь Касатонов.

Ашот Аракелович Саркисов (род. 30 января 1924 года) – вице-адмирал, участник Великой Отечественной войны, бывший начальник СВВМИУ (Голландии), ученый-ядерщик, академик Российской академии наук.

Источник: http://sevastopol.press/2021/03/15/pojavilsja-esche-odin-kandidat-v-pochetnye-grazhdane/?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+sevgazeta+%28%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0%29


  По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев