4.03.2021 г. Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

 

Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ:

В Севастополе прошли торжественные мероприятия, посвящённые 100-летию создания Морской авиации ЧФ

Юбилейные торжества начались у мемориала «Мужеству и героизму авиаторов-черноморцев» на проспекте генерал-майора Николая Острякова – легендарного черноморского лётчика, командовавшего ВВС ЧФ с 1941 по 1942 гг.

По случаю 100-летней годовщины образования МА ЧФ состоялся митинг с участием командующего Черноморским флотом вице-адмирала Игоря Осипова, членов Военного совета и ветеранов авиации. Участники митинга возложили венки и цветы к «Стене Памяти», на которой перечислены названия авиационных соединений, принимавших участие в Великой Отечественной войне и имена черноморских летчиков, погибших в боях.

За последние 7 лет после возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации общий налёт лётчиков Морской авиации увеличился более чем в 3 раза и в настоящее время составляет порядка 5000 часов в год. Боевое применение авиации увеличилось более чем в 6 раз, что позволило довести показатель точных попаданий управляемыми авиационными ракетами по морским целям до 100 процентов. Ежегодно лётный состав Морской авиации ЧФ пополняется молодыми лётчиками, которые спустя год полностью подготовлены к выполнению задач по предназначению, как в дневное, так и в ночное время.

После 2014 года в состав Морской авиации были поставлены на вооружение многоцелевые истребители Су-30СМ и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М. Освоен и успешно применяется разведывательный вертолёт Ка-31р и модернизированные вертолёты Ка-27М. Поступление за последние годы новых кораблей, оборудованных вертолётными площадками, и подводных лодок позволило существенно нарастить интенсивность выполнения задач боевой подготовки лётчиками палубной и противолодочной авиации.

Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота

Российские летчики отработали сопровождение кораблей в Средиземном море

Военнослужащие ВКС РФ, дислоцированные на сирийской авиабазе Хмеймим, провели совместную тренировку с флотом по разведке и сопровождению кораблей силами авиации, сообщили российские военные. "Сегодня проходит комплексная тренировка сил авиации и ПВО совместно с флотом. Основными задачами являются ведение радиотехнической разведки, а также сопровождение кораблей в акватории Средиземного моря", – сообщил журналистам один из участников тренировки летчик-штурман Сергей Петров. По его словам, сейчас задачи ВКС России в Сирии заключаются в ведении разведки, патрулирования, сопровождения колонн и грузов. 
Российская военная операция в Сирии проводится с 30 сентября 2015 года. Авиация ВКС РФ поддерживает наземные операции сирийской армии. У России в Сирии есть авиабаза на аэродроме "Хмеймим" и база ВМФ в Тартусе. Официально сообщалось, что в Сирии действуют силы специальных операций Минобороны РФ, подразделения центра примирения враждующих сторон, военной полиции и морской пехоты.

30 сентября министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что военно-морская база в Тартусе способна принимать десятки боевых кораблей. "Все стоянки судов оборудованы системами жизнеобеспечения, площадками разгрузки, ремонтным комплексом для обслуживания и малого ремонта кораблей и судов", - заявил тогда министр обороны РФ

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546313&lang=RU

В Ейске проходят тренировки по дозаправке в воздухе экипажей морской противолодочной авиации

В соответствии с планом, утвержденным Главнокомандующим ВМФ России адмиралом Николаем Евменовым, в Ейске на базе Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации Военно-Морского Флота проходят сборы экипажей морской авиации ВМФ по подготовке к дозаправке самолетов топливом в воздухе.

Согласно плану боевой подготовки противолодочные самолеты Ту-142 Северного и Тихоокеанского флотов совершили перелеты из пунктов постоянного базирования и прибыли на аэродром Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации Военно-Морского Флота в Ейске.

В ходе сборов «противолодочники» совместно с экипажем военно-транспортного самолета заправщика Ил-78 отрабатывают на практике свои навыки по выполнению такого элемента подготовки как дозаправка самолета топливом в воздухе. Подобные полеты являются одним из самых сложных видов летной подготовки, во время которых противолодочный самолет Ту-142, имеющий взлетную массу 190 тонн, должен приблизиться к воздушному танкеру Ил-78, весом 170 тонн, на расстояние 10-15 м и выпущенной штангой законтактировать с конус-датчиком заправщика, после чего выдерживать место в строю до полной заправки.

Дозаправка топливом в полёте существенно увеличивает время и радиус действия, а также расширяет возможности дальних противолодочных самолетов Ту-142. Это позволяет использовать постоянное место дислокации для выполнения задач на большом удалении. Полеты выполняются как днем, так и в ночных условиях.

Источник: МО РФ https://structure.mil.ru/structure/forces/navy/news/more.htm?id=12346983@egNews>

В авиационных частях ЮВО начался первый отборочный этап конкурса воздушных асов «Авиадартс-2021»

В авиационных частях Южного военного округа начался первый этап конкурса по воздушной выучке летных экипажей «Авиадартс-2021». В соревнованиях примут участие более 100 экипажей оперативно-тактической, военно-транспортной и армейской авиации соединений и воинских частей ЮВО. Всего около 1,2 тыс. военнослужащих летного и инженерно-технического состава.

В этом году в состязаниях примут участие экипажи истребителей-бомбардировщиков Су-34, фронтовых бомбардировщиков Су-24, истребителей МиГ-29СМТ и Су-30СМ, а также боевых ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», Ми-28 «Ночной охотник» и транспортно-боевых Ми-35 и Ми-8.

Экипажи преодолеют систему противовоздушной обороны, проведут воздушную разведку, отработают одиночный и парный пилотаж, боевое применение ракетно-бомбового вооружения по наземным целям, а также задачи воздушной навигации. Для точной оценки бомбометания, пусков неуправляемых ракет и стрельб из авиационных пушек на полигонах создана специальная мишенная обстановка, имитирующая объекты, технику и аэродромы условного противника.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12347200@egNews>

На ЧФ стартовал второй этап конкурса «Кубок моря-2021»

На Черноморском флоте стартовал второй этап конкурса «Кубок моря-2021» в рамках подготовки к Армейским международным играм «АрМИ-2021». Экипажи кораблей принимают участие в конкурсе «Кубок моря» на звание лучшего в Военно-Морском Флоте командира боевого корабля, командира боевой части, корабельного боевого расчета.

Первый этап, в ходе которого были отобраны лучшие экипажи в корабельных соединениях флота. В ходе второго этапа моряки будут соревноваться в трёх десятках номинаций, среди которых «лучший командир тактической группы кораблей 3-4 ранга», «лучший командир ракетно-артиллерийского корабля», а также лучшие командиры противолодочного, минно-трального, десантного кораблей, командиры боевых частей, служб и корабельных расчетов.

Всеармейский этап конкурса пройдет на базе Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» с использованием учебно-материальной базы военных институтов. Проведение международного этапа запланировано в Каспийском море в акватории Исламской Республики Иран.

Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота

Более 130 ротных тактических групп ЮВО приступили к тактическим учениям при поддержке авиации

Более 130 ротных тактических групп Южного военного округа приступили к двусторонним учениям на 30 общевойсковых полигонах, расположенных в горной местности, на морском побережье, в лесных массивах и степях. Всего до конца текущего месяца в ЮВО предстоит провести более 80 ротных тактических учений, при этом 90% из них будут носить двусторонний характер.

В едином замысле двусторонних ротных тактических учений подразделений общевойсковых объединений и воинских частей морской пехоты Каспийской флотилии и Черноморского флота будет отработан полный перечень тактических действий и маневров – в обороне, наступлении, с выполнением задач на различных ландшафтах местности, в населенных пунктах, как днем, так и ночью.

В совместных мероприятиях боевой подготовки примут участие экипажи самолетов и вертолетов объединения ВВС и ПВО ЮВО. Ежедневно для выполнения учебно-боевых задач будет задействовано более 20 самолетов и вертолетов.

Следующим этапом боевой подготовки соединений и воинских частей ЮВО станет проведение батальонных тактических учений в апреле.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12347199@egNews>

В армейском корпусе ЧФ идёт вакцинация вторым компонентом «Спутника -V»

В армейском корпусе Черноморского флота проходит вакцинация личного состава артиллерийского полка вторым компонентом отечественного препарата ГАМ-Ковид-Вак («Спутник-V»). Для профилактики заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) прививку вторым компонентом проводят военнослужащим артиллерийского полка, недавно прибывшим с учений на полигоне «Опук».

Перед введением вакцины специалисты медицинской службы информируют о воздействии препарата «Гам-Ковид-Вак» на организм человека и проводят тщательный медицинский осмотр. Прививка производится добровольно и на основании письменного согласия военнослужащих. После вакцинации все военнослужащие находятся под медицинским наблюдением.

На данный момент в армейском корпусе ЧФ вакцинацию вторым компонентом сделали уже более чем 2 тысячам военнослужащих.

Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота

Шеф Пентагона заявил о готовности США к углублению партнерства с Грузией

США готовы развивать сотрудничество с Грузией, заявил в четверг шеф Пентагона Ллойд Остин в ходе телефонного разговора с министром обороны Грузии Джуаншером Бурчуладзе. "Сотрудничество с Грузией, как с особым и надежным стратегическим партнером, имеет большое значение для оборонного ведомства США", – сказал Остин, слова которого цитирует пресс-служба грузинского Минобороны.

По информации пресс-службы, министр обороны США выразил готовность к еще большему углублению партнерства. Сообщается, что стороны обсудили совместное участие грузинских и американских военнослужащих в миссии "Решительная поддержка" в Афганистане, планы сотрудничества и вопросы, касающиеся интеграции Грузии в НАТО.

В ходе телефонного разговора Бурчуладзе обратил внимание на важность для Грузии твердой поддержки со стороны новой администрации США "на фоне исходящих от России угроз". "Министр отметил, что встречи на высоком уровне, совместные военные учения и поддержка США в регионе являются демонстрацией твердого стратегического партнерства", – отмечают в пресс-службе.

В то же время в Пентагоне сообщили, что Остин подтвердил приверженность Вашингтона помогать Тбилиси противостоять России. В пресс-релизе Пентагона отмечается, что Остин пообещал помогать Грузии "перед лицом агрессии и влияния из России".

Остин провел разговор, чтобы "подтвердить поддержку США суверенитету и территориальной целостности Грузии в ее признанных международным сообществом границах, а также приверженность помогать Грузии развивать ее обороноспособность перед лицом российской агрессии и ее зловредного влияния". Остин и Бурчуладзе согласились с необходимостью "поддерживать тесное двустороннее сотрудничество в сфере безопасности между США и Грузией".

В сообщении пресс-службы Минобороны Грузии говорится, что стороны также рассмотрели ход совместных программ, среди которых GDRP (Программа готовности обороны Грузии), в рамках которой США помогают Грузии в подготовке и оснащении по натовским стандартам девяти маневренных батальонов. Программа GDRP стартовала в мае 2018 года. Программа осуществляется при участии и поддержке Европейского командования США. Подготовка военнослужащих в рамках этой программы ведется при участии военных инструкторов США с акцентом на ведение оборонительных действий.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546414&lang=RU


Кораблестроение и судоремонт:

"Казань" завершила испытания, готова к передаче флоту

Многоцелевая атомная подлодка "Казань" готова к передаче Военно-Морскому Флоту России, сообщили в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации в четверг. "Решение о сроках подписания приемного акта и поднятия на корабле Андреевского флага должно принять командование ВМФ", – говорится в сообщении ОСК. "28 декабря 2020 года головная субмарина проекта "Ясень-М" "Казань" завершила все виды государственных испытаний. К настоящему моменту "Севмаш" закончил все работы по устранению замечаний и подготовке к передаче АПЛ в состав флота", – сообщили в пресс-службе.

4 февраля в интервью "Интерфаксу" глава ОСК Алексей Рахманов заявил, что "Казань" будет готова к передаче флоту в ближайшее время. В том интервью Рахманов заявил: "Казань" находится на этапе финишной отделки и ревизии механизмов. Судите сами: лодка пробыла на испытаниях две с половиной навигации, и мы уже приближаемся к первому сервисному интервалу, когда обычно выполняется ремонт механической части. На сегодняшний день мы не видим вопросов, которые бы требовали еще каких-то длительных испытаний". Как ранее сообщил источник "Интерфакса", подлодку планируется включить в состав ВМФ РФ в первом полугодии 2021 года.

"Казань" – головная подлодка нового проекта "Ясень-М", спущена на воду в 2017 году. Срок завершения испытаний неоднократно переносился. По данным Минобороны РФ, на очередной этап государственных испытаний "Казань" вышла 21 ноября 2020 года со штатным экипажем и приёмо-сдаточной командой на борту. В ноябре 2020 года "Казань" выполнила испытательный пуск противокорабельной крылатой ракеты "Оникс" ("НПО машиностроения", корпорация "Тактическое ракетное вооружение") из акватории Белого моря. До этого "Казань" выполнила в Белом море стрельбу крылатой ракетой "Калибр" (концерн "Алмаз-Антей") на расстояние свыше 1000 километров по цели на полигоне Чижа в Архангельской области.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885М "Ясень-М" – носители крылатых ракет "Оникс" и/или "Калибр". Сообщалось о планах вооружить их гиперзвуковыми ракетами "Циркон" (новая российская гиперзвуковая ракета, которая проходит испытания, "КТРВ").

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=546367&lang=RU

Названы сроки передачи АПЛ «Казань» флоту

Головную атомную подлодку проекта 885М («Ясень-М») «Казань» планируется передать Военно-морскому флоту (ВМФ) в конце весны или начале лета, сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. «Передача «Казани» флоту ожидается в мае–июне этого года», – сказал собеседник ТАСС.

Планируется, что АПЛ до сдачи флоту совершит еще один контрольный выход в море, после этого будет проведена ревизия узлов и механизмов. После этого пройдет церемония поднятия на лодке Андреевского флага.

Ранее глава «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов заявлял, что «Казань» будет готова к передаче Военно-Морскому Флоту России с 26 февраля.

Источник: Взгляд https://vz.ru/news/2021/3/3/1087614.html

На "Севмаше" ведется формирование корпусов седьмой и восьмой АПЛ проекта 885М

Корабелы "Севмаша" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) ведут формирование корпусов седьмой и восьмой атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 885М (шифр "Ясень-М") "Воронеж" и "Владивосток", заложенных 20 июля 2020 года. Об этом ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. "На "Севмаше" полным ходом идет формирование корпусов АПЛ "Воронеж" и "Владивосток", – уточнил собеседник агентства. Он напомнил, что передача субмарин ВМФ России планируется на 2027 и 2028 годы соответственно. ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

За закладкой подводных лодок "Воронеж" и "Владивосток" в режиме видеоконференции наблюдал президент РФ Владимир Путин. Тогда, обращаясь к главе государства, генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко сообщил, что закладываются корабли с гиперзвуковым оружием.

В этом году корабелы "Севмаша" готовятся передать ВМФ России головную субмарину проекта 885М "Казань" и первую серийную – "Новосибирск". На предприятии в разных стадиях строительства находятся еще четыре субмарины этого проекта. Основное ударное оружие субмарин проектов 885/885М – крылатые ракеты "Калибр-ПЛ" и "Оникс". Сейчас головной и единственный подводный крейсер проекта 885 "Ясень" "Северодвинск" готовится к испытаниям гиперзвуковой ракеты "Циркон", которые начнутся в этом году.

Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9363/

Источник рассказал о характеристиках российских «Мистралей»

Российские вертолетоносцы проекта 23900, которые будут аналогами французских «Мистралей», смогут нести на борту до 16 вертолетов и четыре беспилотника, передает «РИА Новости» со ссылкой на источник в судостроительной отрасли. «Для размещения рассматриваются вертолеты разработки КБ Камова. Речь идет о Ка-52К и о других моделях, в том числе Ка-27. Ориентировочная вместимость составит 15-16 машин. Помимо самих вертолетов, на борту кораблей проекта 23900 запланировано размещение четырех беспилотников», – сказал собеседник агентства.

Требования к облику корабля, прописанные в контракте, достаточно долго формировались государственным заказчиком в лице Минобороны, и итоговый проект «по своему функционалу стал не хуже, а может даже лучше «Мистралей», – отметил источник «РИА Новости».

Как напоминает агентство, два универсальных десантных корабля проекта 23900 были заложены 20 июля 2020 года на заводе «Залив» в Керчи в присутствии президента Владимира Путина.

Корабли-доки (аналоги французских вертолетоносцев «Мистраль») станут первыми кораблями такого класса, построенными в России. Их водоизмещение составит 40 тыс. т.

Помимо вертолетоносцев, сегодня в России строятся и другие десантные корабли, в том числе БДК проекта 11711, которые обладают более скромными характеристиками. Как рассказал «РИА Новости» гендиректор судостроительного завода «Янтарь» Илья Самарин, заложенные на предприятии в 2019 году БДК улучшенного проекта 11711 смогут нести на палубе не менее двух вертолетов, на корабле смогут разместиться до 300 морских пехотинцев, водоизмещение составит семь тысяч тонн.

Контракт на поставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль» стоимостью 1,2 млрд. евро изначально был заключен между французской DCNS/STX и Рособоронэкспортом в 2011 году. Первый корабль, получивший название «Владивосток», Франция должна была передать в ноябре 2014 года, однако из-за событий на Украине и введения санкций против России бывший тогда президентом страны Франсуа Олланд решил приостановить действие контракта, напоминает агентство.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2021/0304/101061888/detail.shtml

Состоялась онлайн-конференция «Перспективы развития российско-индийского сотрудничества в области судостроения»

Мероприятие было организовано ООО «НЕВА-Интернэшнл» при поддержке Минпромторга России, Конфедерации индийской промышленности, торгового отдела посольства Индии в РФ, торгового представительства России в Индии и Центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOATS.

На первой сессии эксперты представили ключевые тренды судостроительного рынка двух стран и оценили перспективы укрепления деловых связей. «Россия и Индия – давние стратегические партнеры, и сотрудничество в сфере судостроения имеет большой потенциал, – подчеркнул заместитель торгового представителя России в Индии Александр Щеголев. – Инициативы, которые реализует Правительство Индии, включая Морскую стратегию-2030, дает мощный импульс для выхода нашего взаимодействия на новый уровень».

Россия обладает значительным опытом строительства судов смешанного класса, речного флота, скоростных пассажирских и других типов судов, а также вспомогательных специализированных плавсредств. По словам Александра Щеголева, на протяжении последних двух лет ведется активный диалог в сфере кооперации, все больше российских компаний проявляют заинтересованность в зарубежном партнерстве. Среди основных направлений сотрудничества – создание совместных производств и сервисных компаний, трансфер технологий, увеличение продаж готовой продукции, лизинг, оказание комплексных услуг, проведение инфраструктурных и научно-исследовательских работ. Торгпредство со своей стороны готово оказывать поддержку предприятиям обеих стран с целью достижения реального прорыва.

Руководитель торгово-экономического отдела посольства Индии в РФ Асим Вохра отметил, что в Индии определено около 60 приоритетов развития, и один из них касается сотрудничества с российскими компаниями, в частности с ОСК.

Одним из самых перспективных секторов для взаимодействия председатель Западного отделения Конфедерации индийской промышленности Коммодоре Мукеш Бхаргава считает гражданское судостроение. «Индия удачно расположена на пересечении разных водных маршрутов, и сейчас есть потенциал для увеличения объемов грузовых перевозок. Индия и Россия вместе разрабатывают международные транспортные коридоры, и эта работа очень важна, – уверен Мукеш Бхаргава. – К примеру, на Восточном экономическом форуме в 2019 году было заключено соглашение о создании морского сообщения между Владивостоком и индийским городом Ченнаи. Мы считаем важным объединить компетенции, которые есть у наших стран». В Индии реализуется программа по развитию судостроительной отрасли, внедряются кастомизированные отраслевые решения, расширяется сфера применения цифровых технологий, оптимизируются предоставляемые услуги, устраняются барьеры, снижаются пошлины на импорт комплектующих.

Член Правления Совета по экспортному продвижению инжиниринговых компаний Индии Рохинтон Инхинир рассказал коллегам о реализации крупнейшей инициативы Make in India («Делай в Индии»). Акцент делается на национализации производства, при этом применяется кластерный подход. «Россия и Индия – ворота для растущего рынка СНГ и Юго-Восточной Азии с огромным потенциалом по наращиванию товарооборота, большая часть которого приходится на водные пути, – отметил он. – Мы находимся на пороге важных изменений, поэтому для нас крайне важно стратегическое партнерство с Россией».

Вторая сессия онлайн-конференции была посвящена технологическому партнерству и трансферу инноваций. Руководитель центра малотоннажного судостроения RUSBOATS Анастасия Кобзева представила обзор состояния внутренних водных путей России и производственного потенциала судостроительной отрасли. В России действует более 860 специализированных предприятий, в разработке находится около 1500 инновационных проектов. «Настоящая гордость нашей страны – уникальный атомный ледокольный флот, самый мощный в мире, – подчеркнула она. – В сегменте речного транспорта особого внимания заслуживают суда на воздушной подушке. Их популярность связана с коротким периодом навигации во многих регионах. Также представляет большой экспортный интерес скоростной пассажирский флот на подводных крыльях, на котором специализируется ЦКБ им. Р.Е. Алексеева. В целом многие российские предприятия сильно зависят от госзаказа, при этом очень заинтересованы в продвижении своей продукции за рубежом. Пока импорт комплектующих примерно в 4 раза превышает объем экспортных поставок готовой продукции, но динамика все равно положительная».

По словам заместителя генерального директора Global Trade Marine Алексея Волкова, из-за санкционных ограничений Россия переориентировалась на другие страны, которые готовы поставлять судовое оборудование, прежде всего это Южная Корея и Индия. В качестве пожелания к индийским партнерам он назвал сокращение сроков поставки.

Начальник управления стратегического развития Крыловского государственного научного центра Андрей Наумов рассказал о специфике и роли предварительного проектирования и моделирования. «На этом этапе можно значительно сократить общие затраты на проект, поскольку цена ошибки невелика, – объяснил эксперт. – В научном центре оборудованы бассейны, в которых тестируются движительные системы судов, имитируются различные операционные сценарии. В настоящее время соотношение физического моделирования и компьютерного составляет 95% к 5%, но со временем эта пропорция будет меняться. В перспективе планируется выйти на 20% физического моделирования и 80% компьютерного. Все данные будут храниться в цифровых архивах».

На третьей сессии участники обсудили возможности экспортно-импортного сотрудничества. Председатель совета директоров Костромского судомеханического завода Андрей Смирнов презентовал модельный ряд мелкосидящих катеров. Предприятие выпускает более 55 моделей длиной от 4 до 22 метров и осадкой 450-550 мм, которая позволяет эксплуатировать катера в мелководье и засоренных акваториях. Сильным конкурентным преимуществом этих катеров являются надежные водометные движители мощностью от 200 до 450 л. с. В продуктовой линейке завода – пассажирские, грузовые катера, нефтесборщики, рефрижераторы, буксиры и пр. По запросу заказчика предприятие может изменить характеристики и планировку, а также спроектировать совершенно новый катер.

Заместитель директора НПК «Морсвязьавтоматика» Михаил Тимофеев представил эко-круизные катера-катамараны. В 2020 году было создано первое российское серийное электрическое судно «Эковольт». Оно способно развивать скорость около 8 узлов, перевозить до 80 пассажиров и работать до 16 часов без подзарядки. Многофункциональная платформа может трансформироваться в медицинское и бункеровочное судно, либо в небольшой паром. Быстродействующая станция позволяет зарядить катамаран за 1 час. Сейчас они проходят обкатку на Неве. Также участникам конференции была представлена линейка продукции ижевского предприятия «ГТИ-Проектное бюро» – кресла судоводителя, палубные и иные типы кресел.

Индийские компании рассказали, в закупках какой импортной продукции заинтересованы. В частности, Indigo seaways PPt, которая занимается паромными перевозками, хотела бы получить от российских компаний коммерческие предложения на поставку грузопассажирских паромов вместимостью около 60 грузовиков и 400-500 пассажиров, а также высокоскоростных судов, развивающих скорость 21 узел и имеющих максимальную осадку 6 метров. Другой индийский переводчик, компания Mohmarinetransport, делает акцент на скоростных катерах и судах на воздушной подушке, которые готова приобретать у российских партнеров.

Кроме того, с индийской стороны выступили руководители Судостроительной верфи региона Гоа Goa Shipyard, Larsen & Toubro Limited и Cochin Shipyard. Все они заявили о готовности к сотрудничеству с российским бизнесом.

Прошедшее мероприятие включено в программу международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО «Нева-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга и МИД России. С расписанием можно ознакомиться здесь.

Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/morskaya-kollegiya/9345/

Индусы на «Янтаре» проконтролировали фрегаты

Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" посетила делегация ВМС Индии под руководством начальника главного управления по закупке и производству военных кораблей вице-адмирала Сандипа Найтани. Как сообщили в четверг, 4 марта, в пресс-службе верфи, визит был посвящен вопросам выполнения предприятием заказа на строительство для индийского флота двух фрегатов проекта 11356. Представители заказчика осмотрели производственные площадки, фрегаты "Тушил" и "Тамала" и поднялись на борт одного из кораблей.

На встрече с руководством завода вице-адмирал Найтани поделился планами относительно дальнейшего сотрудничества с "Янтарем" и признался, что всегда рад посещать предприятие. "Мы постоянно на связи со специалистами Объединенной судостроительной корпорации, "Рособоронэкспорта" и завода. У нас уже есть хороший опыт решения вопросов, и я уверен, что это поможет нам справиться со всеми сложностями", – подчеркнул глава индийской делегации.

В состоявшемся двухдневном совещании приняли участие представители ВМС Индии, "Рособоронэкспорта", ОСК и ПСЗ "Янтарь". Стороны обсудили ход строительства и наметили план совместных дельнейших действий.

По словам генерального директора ПЗС "Янтарь" Ильи Самарина, для предприятия индийский заказ имеет особое значение. В ходе визита заводчане максимально продемонстрировали свои компетенции, что в дальнейшем может позитивно повлиять на развитие отношений с заказчиком.

Изначально "Янтарь" должен был построить шесть фрегатов проекта 11356 для ВМФ России, но программу приостановили из-за отсутствия силовых установок, которые ранее поставлялись с Украины. Верфь получила двигатели только для трех фрегатов ("Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров"), которые сейчас служат на Черноморском флоте.

Осенью 2018 года после разрешения ряда разногласий Москва и Нью-Дели подписали пакет контрактов на постройку четырех фрегатов проекта 11356. В феврале 2020 года в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству сообщили, что передать Индии два фрегата (заложенные на "Янтаре" как "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин" – ред.) планируется до конца первого полугодия 2024 года. Еще два корабля в рамках соглашения о передаче технологий построит индийская верфь Goa Shipyard Limited (GSL). Все четыре фрегата оснастят двигателями украинского производства.

Водоизмещение фрегатов проекта 11356 – 4000 тонн, скорость – 30 узлов, автономность плавания – 30 суток. В состав вооружения входят: артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные и противолодочные средства поражения, а также крылатые ракеты высокой дальности "Калибр-НК" (для ВМС Индии – "Брамос"). На борту базируется палубный вертолет Ка-27 или Ка-31.

Источник: Флотпром https://flotprom.ru/2021/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C6/

На «Звезде» заложили седьмой «Афрамакс» – «Академик Ивантер»

На судостроительном комплексе «Звезда» состоялась закладка очередного «зелёного» танкера типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн, который верфь строит для АО «Роснефтефлот». Это – седьмое судно в серии из 12 танкеров в портфеле заказов ССК «Звезда», сообщила пресс-служба «Роснефти».

Контракт на строительство танкера был заключен ССК в 2017 году с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» и АО «Роснефтефлот» – профильным дочерним обществом НК «Роснефть», реализующим проекты в области морской логистики. Резка металла для «Афрамакса» началась в блоке корпусных производств судоверфи в феврале 2020 года, а плановый срок сдачи судна заказчику – 2022 год.

В ходе торжественной церемонии с участием руководства судоверфи, представителей заказчика, партнерских организаций и трудового коллектива предприятия генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко и генеральный директор АО «Роснефтефлот» Олег Терещенко прикрепили к килевой секции будущего танкера памятную закладную табличку с присвоенным именем. Судно будет называться «Академик Ивантер» – в честь выдающегося отечественного экономиста-прогнозиста и академика Российской академии наук.

Танкеры типа «Афрамакс» – первые суда такого типа, строительство которых ведётся в России. Они предназначены для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограниченном районе плавания. Судно спроектировано с соблюдением высоких экологических стандартов и в соответствии с новыми правилами по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей: главная и вспомогательная энергетические установки могут работать на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе. Длина танкера – 250 метров, ширина – 44 метра, дедвейт – 114 тыс. тонн.

На данный момент на судоверфи «Звезда» в различной стадии ведётся строительство 7 танкеров типа «Афрамакс». Головное судно серии после успешного спуска на воду и прохождения ходовых испытаний было передано заказчику в декабре 2020 года.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88483/

В Самаре заложили два обстановочных судна

Состоялась церемония закладки киля двух судов проекта RDB66.62 на судостроительном заводе ЗАО «Нефтефлот» в Самаре. Об этом сообщила пресс-служба предприятия. Суда предназначены для выполнения промерных работ при проведении гидрографических изысканий.

Всего на верфи построят восемь единиц техфлота, стоимость контракта составляет 1 млрд 236 млн 744 руб. Промерные суда будут переданы для работы в Администрации бассейнов внутренних водных путей.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88485/

Завершается формирование корпусов гидрографического катера "Георгий Шадрин"

АО "КАМПО" продолжает строительство большого гидрографического катера проекта 23370Г "Георгий Шадрин". Об этом сообщает пресс-служба предприятия.

Специалисты завершили формирование рубки первого и второго ярусов. В них ведутся электромонтажные и интерьерные работы, а также осуществляется монтаж систем. В настоящее время завершается формирование корпусов катера.

Разработчик проекта – АО "КАМПО". Катер предназначен для постановки (съемки) и обслуживания плавучих предостерегательных знаков, доставки обслуживающего персонала, ремонтных бригад, продовольствия, топлива и других грузов на береговые объекты средств навигационного оборудования, а также оперативного промера глубин.

Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9360/

«Янтарь» получит уникальное оборудование

Завод «Янтарь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) заключил контракт на поставку 13 современных станков российского производства. Закупка этого оборудования стала заключительным этапом инвестиционного проекта, осуществляемого предприятием в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» под контролем Министерства промышленности и торговли РФ и ОСК.

В ближайшее время на «Янтарь» будет доставлена первая партия станков, сообщили «Военно-промышленному курьеру» в пресс-службе завода. А до конца года его станочный парк пополнит во многом уникальное оборудование отечественного производства. В частности, токарно-карусельный станок с ЧПУ и вертикальный фрезерный пятиосевой обрабатывающий центр с ЧПУ.

В рамках инвестиционного проекта Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» уже приобрел около 200 единиц оборудования, что позволило существенно обновить и модернизировать станочный парк, сократив время производственного цикла и повысив качество выпускаемой продукции.

 Источник: ВПК https://vpk-news.ru/news/61105

Морской регистр уточняет требования к расчетам корпусных конструкций

Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) выпустил Руководство по оценке напряженно-деформированного состояния судовых корпусных конструкций на основе метода конечных элементов (Руководство). Документ размещен на официальном сайте РС в разделе «Издания РС – Руководства». Положения Руководства вступят в силу с 1 мая 2021 года, сообщили порталу «Морские вести России» в учреждении.

Новое Руководство объединяет, систематизирует и уточняет требования Регистра к выполнению расчетов напряженно-деформированного состояния корпусных конструкций методом конечных элементов. В частности, этот структурированный нормативно-технический документ приводит требования для выбора типа конечного элемента, построения конечно-элементной модели, приложения расчетных нагрузок, задания граничных условий и критерии оценки результатов.

При разработке Руководства подробно рассмотрен международный опыт применения численного моделирования в судостроении. Проект по созданию документа включил также анализ существующих программных комплексов, реализующих расчеты на основе метода конечных элементов.

На текущий момент требования документа распространяются на балочные модели перекрытий и применимы в процессе проектирования и строительства всех типов судов, контракты на постройку которых будут заключены с момента вступления Руководства в силу. Дальнейшее развитие документа предполагает включение в него требований по построению и других типов расчетных конечно-элементных моделей. Нововведения призваны обеспечить большую прозрачность требований РС, сделать их более понятными для клиентов и, таким образом, оптимизировать взаимодействие предприятий отрасли с Регистром при проектировании и постройке судов.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88480/


 Разное:

Срок окончания реконструкции набережной Коктебеля перенесли на полгода

Срок реконструкции набережной Коктебеля перенесли ориентировочно на полгода из-за действий подрядчика. Об этом на совещании по инфраструктурным проектам сообщил вице-премьер правительства Крыма Евгений Кабанов.

«Срок реализации этого объекта стоял на конец 2022 года, но я думаю, что к середине 2023 года мы эту набережную должны закончить, если не встанет вопросов с изъятием объектов имущества: сейчас начнется (в судах) оспаривание оценок, стоимости», – сообщил Кабанов. Вице-премьер уточнил, что подрядчик сорвал срок согласования проектной документации для подачи ее на экспертизу. «Когда в декабре мы увидели, что сорван график захода в экспертизу, мы совместно с Волченко (Вадимом, министром курортов и туризма республики) приняли решение, что последнего шанса им не даем и начинаем процедуру расторжения. В январе расторглись», – добавил он.

Как доложил на совещании представитель республиканского «Инвестстроя», потенциальный новый подрядчик говорит, что новый проект сможет подать на экспертизу в конце июня.

Глава Крыма Сергей Аксёнов также поручил параллельно разбираться с имущественными вопросами: выкупить находящиеся на набережной постройки, которые находятся там законно, с незаконными строениями решить вопрос в судебном порядке, а также активнее привлекать правоохранительные органы. «Если видно, что состав по делу есть – решение будет принято моментально. Если эти объекты торговли стояли на глазах у всех, то у них куча покровителей со всех органов власти, исполнительной и правоохранительной системы – это обычная история, без нее ни один объект не стоит, вы же понимаете, если его не покрывает конкретное должностное лицо. Заберите сюда, в центральный аппарат все эти вопросы, связанные с реализацией госпрограмм», – добавил он.

Кабанов пояснил, что все права собственности зарегистрированы еще в украинский период, а большая часть построек – около 120 – по документам находятся на набережной законно.

Совмин Крыма утвердил представленный проект реконструкции набережной осенью 2019 года. Проект предполагает масштабную площадь озеленения, а пляжная территория будет увеличена почти в два раза и сможет вместить около 5 000 человек. Стоимость работ оценена в 4 млрд рублей, а завершить работы планировалось до конца 2022 года.

Источник:  Крыминформ https://www.c-inform.info/news/id/93136

Ракушечный рай: на пляжи Анапы выбросило тысячи рапанов

В конце февраля в Анапе бушевал прощальный зимний шторм. Волны выбросили со дна анапской бухты на берег тонны рапанов. Этот моллюск завезли в Черное море из Тихого океана еще в прошлом столетии. Рапаны быстро расплодились в теплом море. В выходные дни анапчане вышли на берег моря, чтобы собрать ракушки. Раковины этих моллюсков подходят для изготовления поделок, которые можно продать туристам. А мясо рапанов считается деликатесом. Оно богато белком и микроэлементами.

Источник: https://ngnovoros.ru/posts/rakushechnyy-ray-na-plyazhi-anapy-vybrosilo-tysyachi-rapanov


 Память:

Памяти Юрия Лужкова: на Доме Москвы в Севастополе будет установлена мемориальная доска

Уже прошло более года, как не стало экс-мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, очень много сделавшего для Черноморского флота и Севастополя. После его смерти неоднократно звучали предложения об увековечении памяти столичного градоначальника в Городе Русской Славы. Судя по всему, скоро они воплотятся в камне и металле.

Как известно, 13 февраля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «Об увековечении памяти Ю.М. Лужкова». В соответствии с ним Правительству Москвы было рекомендовано установить мемориальную доску на доме, где жил Юрий Михайлович, а также рассмотреть вопрос о присвоении Московскому городскому университету управления Правительства Москвы его имени. Также предложено провести иные мероприятия, «посвящённые увековечению памяти Ю. М. Лужкова». Во исполнение данного указа 10 декабря 2020 года мемориальная доска Юрию Лужкову была открыта на доме № 48 на 3-й Тверской-Ямской улице в Москве, где Юрий Михайлович жил с 2000 по 2019 год.

25 сентября 2020 года вдова бывшего мэра Елена Батурина и экс-сотрудники мэрии Москвы зарегистрировали Фонд развития наследия Юрия Лужкова. Фондом организована работа по реализации Указа Президента. На основании предложений общественности, ветеранов, в том числе Совета ветеранов Черноморской эскадры и дивизии надводных кораблей ЧФ, Военно-научного общества Черноморского флота, одобрена инициатива об установке памятной доски Ю.М. Лужкову на Доме Москвы в Севастополе (пл. Нахимова). На следующей неделе для решения практических вопросов по этому поводу в город прибудет представитель Фонда Салават Щербаков, который проведёт рабочие встречи с руководством Черноморского флота и Севастополя. Как сообщил возглавлявший Фонд "Москва-Севастополь" адмирал Игорь Касатонов, уже есть предложения об архитектурном и художественном решении проекта мемориальной доски.

В СМИ сообщалось о предложениях по присвоению Ю.М. Лужкову звания Почетного гражданина Города-Героя Севастополя (посмертно). Конечно, такими отличиями люди должны отмечаться при жизни. Однако, как представляется, ничто не мешает Заксобранию города внести соответствующие изменения в Закон Севастополя и присвоить ко Дню Города-Героя это звание Юрию Михайловичу. Кстати говоря, после Русской весны звание Почетного гражданина Севастополя было присвоено только В.В. Путину. Насколько известно, оно не реализовано в полной мере – на гранитной стене на площади Нахимова нет соответствующей надписи, церемония вручения регалий не проведена.

В 2019 году в Законодательное Собрание города на основании предложений ветеранской общественности был направлен полный пакет документов на присвоение звания Почетного гражданина города адмиралу Игорю Владимировичу Касатонову, командующему Черноморским флотом в 1991-1992 годах, ставшему идеологом и организатором борьбы за сохранение флота для России. Благодаря этому, тридцать лет назад черноморцами был создан и 23 года удерживался плацдарм Русской весны. Крым и Севастополь, сохранив свою идентичность, семь лет назад вернулись в Россию – в родную гавань, при этом Черноморский флот из родной гавани никуда не уходил. Предложения о присвоении И.В. Касатонову почетного звания депутатами по неизвестной причине не рассмотрены, официального ответа в этой связи ветеранской общественности дано не было, документы находятся в Законодательном Собрании.

Пожалуй, следует напомнить: в 1992 году адмиралу И.В. Касатонову присвоено звание Почетного гражданина России. Он является Почетным гражданином городов Петергоф, Полярный и находящегося под украинской юрисдикцией Города Славы Русского Оружия Очакова. Присвоить адмиралу звание Почетного гражданина Севастополя – дело чести депутатского корпуса, общественников, всех горожан и моряков-черноморцев. Кстати, в феврале этого года эту инициативу поддержала Общественная палата Города-Героя.

Источник: Флот-21 век http://blackseafleet-21.com/news/4-03-2021_pamjati-jurija-luzhkova-na-dome-moskvy-v-sevastopole-budet-ustanovlena-memorialnaja-doska

ОСК объявило детский творческий конкурс, посвященный Дню Победы

В преддверии Дня Великой Победы Объединенная судостроительная корпорация объявляет о начале творческого конкурса «Народам Европы свободу принёс!». Цель конкурса – воспитание у молодого поколения уважения к подвигам советских солдат, сражавшихся за освобождение мира от фашизма.

К участию в конкурсе приглашаются дети и внуки работников предприятий АО «ОСК» в возрасте 12-15 лет. Вдохновляющим мотивом для участников станет известная патриотическая песня «Майский вальс» композитора Игоря Лученка на стихи Михаила Ясеня.

В конкурсе две номинации – «Видеоролик» и «Письменная работа». Каждый из участников может снять и смонтировать видеоролик и/или написать сочинение по мотивам песни «Майский вальс». Жюри будет оценивать как художественную сторону работ, так и знание участниками военной истории страны.

Конкурсные работы принимаются до 31 марта 2021 г. на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Победитель в каждой номинации будет награжден поездкой в Словакию. Главный приз предоставил Августин Чисар (Словакия), в прежние годы - Чрезвычайный и Полномочный посол Словацкой Республики в России, Генеральный консул Словацкой Республики в Санкт-Петербурге.

Конкурс проводится по инициативе и при поддержке Председателя Совета директоров АО «ОСК» Г.С. Полтавченко. Впервые конкурс, посвящённый дню Победы, был проведен в прошлом году, в нем приняли участие дети и внуки работников предприятий корпорации от Калининграда до Комсомольска-на-Амуре. Победу в конкурсе одержали Анастасия Киреева и Денис Вакал, родители обоих победителей работают в нижегородском конструкторском бюро «Вымпел».

Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/osk-obyavlyaet-detskiy-tvorcheskiy-konkurs-posvyashchennyy-dnyu-pobedy/


По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев