26 января 13-й судоремонтный завод Черноморского флота отмечает своё 134-летие. За свою долгую историю трудовой деятельности завод с честью решал и продолжает успешно решать поставленные задачи по обеспечению технической готовности флотских сил.

В период своего становления – в эпоху рождения и развития броненосного флота после избавления от унизительных требований Парижского трактата, в тяжелые годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, в непростое послевоенное время, в противоречивую Перестройку и после распада Советского Союза заводчане, несмотря на сложности условий и особенности конкретного исторического момента, самоотверженно, проявляя инициативу, настойчивость и профессионализм, уверенно обеспечивали техническую готовность кораблей и судов Черноморского и других флотов страны. Сотни судоремонтников в мирное и военное время удостоены государственных наград, а сам завод в 1987 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После разрушения мощнейшей структуры Главного управления судоремонтных заводов ВМФ СССР 13-й завод в Севастополе остался единственным предприятием, способным в полном объёме решать свойственные флотскому судоремонту задачи. Завод выстоял, сохранил кадры и свои мощности в Севастополе, временно оказавшимся на территории, находящейся под юрисдикцией Украины.

ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России, являющийся головным предприятием отрасли в Причерноморье, одним из основных работодателей и бюджетообразующих предприятий Севастополя, без всякого преувеличения, уникален. Сегодня завод способен осуществлять комплексный судоремонт боевых надводных кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов ВМФ различных проектов, а также судов морского флота различного назначения, являясь единственным исполнителем, у которого размещаются заказы по сервисному обслуживанию и ремонту корабельного состава Черноморского флота.
Здесь же ремонтируются корабли и суда других флотов России, заходящие в Черное море из Средиземноморья. ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России ни когда не был в стороне от решения каких-либо задач, необходимых для обеспечения флотской боеготовности. Это относится и к сервисному обслуживанию кораблей и подводных лодок новейших проектов, соответственно, предприятие на договорной основе с заводами-изготовителями выполняет все необходимые мероприятия.
Так, например, в прошлом 2020 году осуществлены сервисное обслуживание, доковый ремонт и работы по восстановлению технической готовности 168 кораблей и судов Черноморского флота. При этом знаковым стал ремонт флагмана флота ГРКР «Москва», который во многом был уникален как по срокам, так и видам работ. Достигнута высокая техническая готовность плановых объектов – РКВП «Бора» ДЭПЛ «Алроса».
Одним из самых важных достижений завода является проведение восстановительных ремонтных работ и ввод в эксплуатацию докового комплекса в составе плавучих доков ПД-30, ПД-88, ПД-80 и ПД-32, полученных в управление от Черноморского флота. В связи с появлением в составе завода доков, у предприятия есть возможность выполнения полного комплексного ремонта кораблей и судов не только ВМФ, но и другого, в том числе гражданского назначения. Кстати, при укомплектовании личным составом плавдоков кадровых проблем не возникло.
Не снижая темпов, заводчане вошли и в 2021 год. Так, на сегодняшний день судоремонтники трудятся на сорока пяти объектах, среди которых СКР «Ладный», «десантники» «Орск», «Ямал», «Азов», другие корабли и суда разных классов и рангов. Завод обеспечен заказами по выполнению сервисного обслуживания и доковых ремонтов на 2021-2022 гг. в соответствии с заключенным с Министерством обороны Российской Федерации государственным контрактом. На этот год планируется увеличение финансовых показателей на 40% от показателей 2020 года.
К сожалению, на планах и их выполнении наверняка отразится продолжение ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. К слову, они негативно влияли на фактическое выполнение плана 2020 года. Влияние было ощутимо, хотя и не критично…
Следует отметить: в последние годы в Азово-Черноморском регионе постоянно происходит рост конкуренции на рынке военного судоремонта. Это связано с рядом факторов, в том числе с приходом с «материка» около десятка профильных предприятий. Кроме того, Филиал «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звёздочка» и СФ ООО «Ремкор» имеют не только производственные мощности, но и сухие доковые сооружения, дающие некоторые технические преимущества перед входящими в состав 13 СРЗ плавучими доками. Однако загрузка предприятия поддерживается на необходимом уровне за счет наличия собственной производственной базы, своего докового комплекса, уровня и опыта профессиональных кадров.
Сейчас завод, которым руководит Павел Флоря, находится на непростом этапе подготовки к смене собственника и акционированию. Осуществляется масштабная, сложная работа. Так, в рамках подготовки к интеграции завода в АО «ОСК» проведено оформление прав на ведение хозяйственной деятельности по 161 объекту недвижимости с внесением в единый Государственный реестр. По многим параметрам завод готов к акционированию. Тем не менее, точный срок завершения интеграционных мероприятий назвать пока невозможно – многое в этом деле зависит от «внешних» факторов. Также пока полностью неясны перспективы, связанные с будущим статусом, а также вопросами развития производства, совершенствования технологического цикла, переоснащения производственной базы завода. Тем не менее, судоремонтники не только верят, но и убеждены: 13-й завод был, есть и будет, пока в Севастополе базируется Черноморский флот. А это значит, что впереди – многие десятилетия славных дел и свершений. Залогом этого является богатейший опыт работы многих поколений черноморских судоремонтников и нынешние производственные компетенции.
В следующем году исполнится 135-летние завода, к которому на предприятии уже начали готовиться, прекрасно понимая: юбилейный психологический настрой способствует реализации намеченных планов, придаёт уверенности в завтрашнем дне. И это – не просто пафосные слова.

Сергей ГОРБАЧЕВ,
Пресс-служба ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ