12.02.2021 г.  Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

 

1. Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ

 

Черноморские корабли участвуют в учениях «Аман-2021»
Сегодня в порту Карачи Исламской Республики Пакистан состоялась торжественная церемония открытия многонационального военно-морского учения «Аман-2021» (AMAN-2021).
В церемонии приняла участие российская военная делегация под руководством контр-адмирала Олега Апишева, командира отряда боевых кораблей капитана 1 ранга Сергея Тронева и командиров фрегата «Адмирал Григорович», патрульного корабля «Дмитрий Рогачев» и спасательного буксира СБ-739.
В ходе мероприятия перед участниками учения с приветственным словом от имени командующего ВМС Пакистана адмирала Амжада Мухаммада выступил командующий флотом Пакистана контр-адмирал Навид Аршаф.
В многонациональном военно-морском учении «Аман-2021» по приглашению пакистанкой стороны принимают участие представители военно-морских сил 45 стран. Планируется, что в отработке морских эпизодов будут задействованы корабли ВМС Пакистана, ВМФ России и еще шести стран, а также авиация и подразделения антитеррора.
Учение «Аман-2021», которое проводится в период с 12 по 16 февраля 2021 года в акватории Аравийского моря, посвящено укреплению и развитию военного сотрудничества между странами-участницами маневров в интересах безопасности и стабильности в море, а также обмену опытом по отражению угроз морского пиратства в районах интенсивного судоходства и проведению поисково-спасательных операций в море.
Днем ранее отряд кораблей Военно-Морского Флота России вошел в территориальные воды Исламской Республики Пакистан и ошвартовался в порту города Карачи – главной военно-морской базе ВМС Пакистана.
ВМФ России в рамках учения «Аман-2021» представлен кораблями Черноморского флота – фрегатом «Адмирал Григорович», патрульным кораблем «Дмитрий Рогачев» и спасательным буксиром «СБ-739», а также подразделением морской пехоты, отрядом разминирования и палубным вертолётом морского базирования.
Военно-морское учение «Аман-2021», проводимое в акватории Аравийского моря, является внеблоковым. Все страны-участницы военно-морских учений принимают участие в нем самостоятельно (по приглашению пакистанской стороны).

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12343797@egNews


 

Экипажи вертолётов провели тренировки по взлётам и посадкам на корабль в море


Экипажи вертолётов Ка-27ПС и Ка-27ПЛ из состава Морской авиации и ПВО Черноморского флота выполнили плановые практические полёты с отработкой посадок на палубу фрегата «Адмирал Макаров» в акватории Чёрного моря.
В соответствии с полётным заданием вертолётчики Морской авиации Черноморского флота во взаимодействии с экипажем фрегата отработали задачи по посадкам и взлётам с вертолётной площадки корабля, как на ходу, так и при стоянке на якоре. Кроме опытных лётчиков впервые выполняли посадку на палубу молодые пилоты. Перед вылетом экипажей авиационные техники подготовили вертолёты к выполнению поставленных задач и проверили работоспособность всех систем и механизмов.
Всего в ходе проведения тренировок экипажи вертолётов совершили порядка 20 взлётов и посадок на палубу фрегата «Адмирал Макаров».

Источник: Отдел информационного обеспечения Черноморского флота


 

«Вышний Волочёк» выполнил курсовую задачу в Средиземном море


Боевые части малого ракетного корабля Черноморского флота в рамках плана боевой подготовки отработали взаимодействие между собой. Таким образом, экипаж продемонстрировал готовность ведения боевых действий одиночным кораблём. Личный состав подтвердил допуск к выполнению задач боевой службы.
Моряки провели артиллерийские стрельбы по воздушным, надводным целям и макетам плавающих мин, провели тренировки по противовоздушной обороне, отработал алгоритм действий во время ведения противодиверсионной обороны корабля, который находится на стоянке на незащищённом рейде.
В составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море МРК «Вышний Волочёк» выполняет поставленные командованием задачи с ноября 2020 года.

Источник: https://vesti92.ru/news/flot/mrk-vyshniy-volochyok-vypolnil-kursovuyu-zadachu-v/


 

В ВМСУ продолжается декада по живучести кораблей, катеров и судов


Как сообщает пресс-центр ВМС Украины, «в Военно-морских силах ВС Украины продолжается декада по обеспечению живучести кораблей, катеров и судов. Целью мероприятия является проверка всех категорий личного состава относительно навыков по борьбе за живучесть корабля, организации содержания аварийно-спасательного имущества, корабельных систем, средств и устройств, которые обеспечивают взрыво-пожарную безопасность и непотопляемость.
В частности, на фрегате «Гетман Сагайдачный» для командиров дивизионов, помощников командиров дивизионов по живучести, командиров кораблей, их старших помощников и командиров электромеханических боевых частей было проведено инструкторско-методическое занятие и показательное корабельное боевое учение по борьбе за живучесть. Присутствующим продемонстрировали порядок действий в случае получения кораблем боевого или аварийного повреждения, борьбу с пожарами, поступлением в середину корпуса забортной воды и борьбу за живучесть оружия и технических средств.
– Борьба за живучесть корабля – это один из главных элементов боевой подготовки, ведь в море могут произойти самые разные аварийные ситуации, военные моряки должны быть всегда готовы к локализации любых нештатных ситуаций, – отметил командир флотилии Военно-морских сил Вооруженных сил Украины капитан 1 ранга Юрий Федаш.
В ходе обучения, военные применяли приемы имитации, такие как взрыв и задымление помещений аварийного отсека и поступление забортной воды с тренажера-имитатора пробоин корпуса корабля. Локализация аварийных повреждений осуществлялась личным составом боевых постов и командных пунктов аварийных отсеков, в свою очередь ликвидация аварийных повреждений осуществлялась личным составом аварийных партий. Практические действия отрабатывались с применением средств борьбы за живучесть корабля».

Источник: https://translate.yandex.ru/?utm_source=wizard


 

На Украине создадут морской вертолет для усиления ВМС


Для Военно-морских сил Украины создадут вертолет морской авиации, который сможет взлетать с корветов типа Ada, закупленных у Турции. Созданием вертолетов займется компания "Мотор Сич" по заказу минобороны Украины, сообщило Defense Express. Воздушное судно должно будет усилить береговую авиацию ВМС.
Отмечается, что в качестве базовой модели рассматривается вертолет Ми-2, который будет оснащен дополнительным оборудованием и механизмами, а также пройдет ремоторизацию и обновления по принципу Ми-2МСБ. "Разработка вертолета на базе глубокой модернизации Ми-2 с тотальной цифровизацию всех систем, будет разбита на несколько этапов. На первом, который должен завершиться уже в 2021 году, ожидается получение первой машины в виде вертолета берегового базирования", – рассказал заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк.
До 2023 года ожидается создание вертолета, который сможет складывать лопасти, чтобы он смог разместиться в ангаре корабля. Предполагается его выполнения в двух версиях – поисково-спасательной и противолодочной.

Источник: https://www.obozrevatel.com/tech/v-ukraine-sozdadut-morskoj-vertolet-dlya-usileniya-vms.htm


 

Беспилотный боевой катер выводит Турцию на новый уровень мирового ОПК


Турция спустила на воду свой первый бронированный беспилотный надводный корабль (AUSV), разработанный компанией Ares Shipyard в сотрудничестве с базирующейся в Анкаре оборонной фирмой Meteksan Defense Industry Inc. По словам официальных лиц, теперь, когда начались пробные испытания AUSV, вторым этапом будут проведены огневые испытания морской платформы, сообщает газета Daily Sabah.
В совместном заявлении гендиректор Ares Shipyard Утку Аланч и генеральный менеджер Meteksan Defense Сельджук Альпарслан указали на «важность защиты морей, окружающих Турцию, наряду с безопасностью её морских границ, континентального шельфа и исключительной экономической зоны». «В этом контексте мы объединились как две частные компании и начали проект ULAQ, уделяя приоритетное внимание нашим национальным интересам и осознавая тот факт, что это также пример эффективного сотрудничества в оборонной промышленности. Мы продолжаем нашу работу днём и ночью», - говорится в заявлении.

Источник: ВПК https://www.vpk-news.ru/news/60842


 

2. Кораблестроение и судоремонт

 


 

Завод «Красное Сормово» спустил на воду пятый сухогруз для «Альфы»


На заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) состоялась церемония спуска сухогрузного теплохода проекта RSD59 «Леонид Пестриков». Это пятое судно в серии из девяти сухогрузов для ООО «Альфа».
Церемония спуска судна на воду – итог ответственной работы сотен людей, подчеркнул генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин. Сухогруз «Леонид Пестриков» станет 25-м теплоходом проекта RSD59, который сошел со стапеля «Красного Сормова». Всего к началу 2021 года завод передал заказчикам 22 сухогруза проекта RSD59. Сегодня верфь стала лидером среди российских судостроительных предприятий по количеству построенных сухогрузов этого проекта», – заявил Михаил Першин.
Представители компании «Альфа» не первый раз присутствуют на церемонии спуска судна на «Красном Сормове», сообщил директор департамента судостроения ООО «Альфа» Валерий Свинухов. Компания уже эксплуатирует два сухогруза, которые были построены на нижегородской верфи. «Суда работают без нареканий, безаварийно, – отметил Валерий Свинухов. – Особая благодарность заводу «Красное Сормово» за сроки выполнения заказов: все суда сдаются досрочно. Мы планируем заключить новые контракты на строительство нескольких сухогрузов проекта RSD59».
Теплоходы проекта RSD59 отличаются увеличенным дедвейтом, повышенной маневренностью и вместимостью трюма по сравнению с другими отечественными сухогрузами. По словам Валерия Свинухова, «Леонид Пестриков» будет приписан к порту Таганрога. Сухогруз планируется отправить в первый рейс в Италию для перевозки зерна в июне этого года.
После спуска сухогруз «Леонид Пестриков» будет достраиваться на воде, а весной 2021 года пройдет ходовые испытания. Затем сухогруз передадут заказчику. Как пояснили в ООО «Альфа», новый сухогруз будет носить имя Леонида Пестрикова, поскольку этот человек показал себя настоящим профессионалом и патриотом.

Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/zavod-krasnoe-sormovo-spustil-na-vodu-pyatyy-sukhogruz-dlya-alfy/


 

Буксир-спасатель «Бейсуг» признан одним из лучших судов года


Построенный на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (входит в ОСК) многофункциональный буксир - спасатель «Бейсуг» стал номинантом титула «Best of 2020 Awards» по версии морского издания «Baird Maritime».
«Baird Maritime» – одно из ведущих мировых морских изданий, которое с 2012 года проводит конкурс на получение титула «Лучшее судно года». «Буксиры, пассажирские суда, земснаряды и суда морской безопасности неустанно бороздили землю, и в течение года мы рассматривали более 100 таких судов. Почти каждое судно, которое мы рассмотрели, был впечатляющим. На самом деле настолько, что было очень трудно решить, какие из них действительно выделяются достаточно, чтобы быть награжденными «Лучшими», – говорится в сообщении соучредителя журнала «Baird Maritime» Нила Бэрда.
Многофункциональный буксир-спасатель проекта MPSV12 «Бейсуг» предназначен для патрулирования, поиска и помощи терпящим бедствие судам, аварийно-спасательных, судоремонтных и водолазных работ, буксировки судов и многого другого. Имеет уникальный для своих размеров и арктического ледового класса ARC5 дедвейт – при осадке 4,50 м / 3,20 м он составляет 1936 тонн / 440 тонн.
«Бейсуг» – третье судно серии из четырех многофункциональных буксиров-спасателей, вошедшее в состав флота Морспасслужбы. Первое и второе суда серии – «Бахтемир» и «Калас» – уже выполняют задачи по несению аварийно-спасательной службы в акваториях Российской Федерации.
Многофункциональные мелкосидящие буксиры-спасатели строятся для ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Росморречфлота Министерства транспорта России в рамках федерального проекта «Морские порты России».

Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/buksir-spasatel-beysug-priznan-odnim-iz-luchshikh-sudov-goda/


 

Первый серийный ледокол проекта 22220 планируется сдать к сентябрю 2021 года


Первый серийный ледокол проекта 22220 "Сибирь" планируется сдать в эксплуатацию к осени текущего года. Об этом говорится в презентации начальника оперативного отдела флота, начальника Штаба морских операций Атомфлота Владимира Арутюняна к выступлению на конференции "Argus СПГ 2021: СНГ и глобальные рынки".
Подписание акта сдачи судна может состояться в конце августа, отмечается в материалах к выступлению. Второе судно проекта ледокол "Урал" намечено ввести в эксплуатацию к октябрю 2022 года. Головной ледокол этого проекта "Арктика" введен в эксплуатацию 21 октября 2020 года.
К настоящему времени на Балтийском заводе также заложены третий и четвертый серийные ледоколы проекта 22220 – "Якутия" и "Чукотка". Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 год и на 2026 год соответственно. Также ранее сообщалось, что госкорпорация "Росатом" надеется в 2025 году законтрактовать строительство еще двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220, с учетом головного ледокола "Арктика", введенного в эксплуатацию осенью 2020 года, количество ледоколов этого проекта может достичь семи.
Серия принципиально новых атомных судов проекта 22220, созданных для решения стратегических задач по освоению и развитию Арктики, обеспечит круглогодичную навигацию в западном районе Арктики, что позволит достигнуть необходимого уровня грузоперевозок по Северному морскому пути. Уникальная двухосадочная конструкция позволяет использовать атомоходы проекта 22220 как в глубокой воде, так и в устьях полярных рек. Это преимущество делает судно универсальным и увеличивает географию его эксплуатации.

Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9256/


 

ЦНИИМФ: в 2020 году судовладельцы в РФ получили 32 новых морских судна


Специалисты АО «ЦНИИМФ» провели анализ поставок судов морского транспортного флота для отечественных судовладельцев в 2020 году. В 2020 году российские судовладельцы получили 32 новых морских транспортных судна суммарным дедвейтом 489,6 тыс. т. Из них на отечественных верфях построено 75% судов, сообщила пресс-служба института. По сравнению с 2019 годом поставки судов по количеству остались на том же уровне, но отмечается небольшой спад по дедвейту (-64,4 тыс. т).
В структуре поставок по назначению преобладали универсальные суда – 21 единица (66%). Танкерный и газовый флот пополнился на шесть судов (19%), пассажирский флот пополнился на три судна. Кроме того, сданы в эксплуатацию два несамоходных понтона грузоподъемностью до 3 000 т.
Поставки морских транспортных судов за 2020 год в количественном выражении с разбиением по назначению и по проектам представлены ниже. Все суда, пополнившие сухогрузный флот российских компаний в 2020 году, являлись судами смешенного «река-море» плавания. Наиболее востребованными стали суда проекта RSD59. В эксплуатацию было принято 17 единиц данного проекта.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88196/


 

Для камчатских рыбаков строятся 16 промысловых судов


По заказу рыбодобывающих камчатских предприятий на отечественных верфях ведется строительство 16 промысловых судов. Такие данные привел ИА "Камчатка" председатель правительства региона Александр Кузнецов. По его словам, в указанное число входят пять крупных траулеров-процессоров, пять современных рыболовных среднетоннажных сейнеров-траулеров, шесть малотоннажных рыбопромысловых судов и одно средне добывающее судно для добычи краба.
Наряду с этим в 2021 году ожидается завершение реализации ещё пяти инвестиционных проектов по строительству рыбоперерабатывающих заводов. В результате чего будет создано порядка 500 новых рабочих мест.
В последующие годы планируется расширение ассортимента морской продукции и увеличение выпуска рыбопродукции высокой степени переработки, передает пресс-служба правительства Камчатского края.

Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9254/


 

Новейшему ледоколу «Арктика» потребовался ремонт


Головному ледоколу проекта 22220 "Арктика" потребовался ремонт в Мурманске. Ожидается, что атомоход вернется к работе 18-20 февраля. Об этом сообщил заместитель генерального директора ГК "Росатом" Вячеслав Рукша. Его слова приводит ТАСС. "Отсутствие по ряду причин надлежащей системы отсоса паров масла в цилиндрах низкого давления потребовало возврата ледокола из морей на базу [в Мурманск]. Система смонтирована, надеюсь, все необходимые технические решения окажутся, как требуется", – сказал он.
Ледокол «Арктика» отправился в первый рабочий рейс в ноябре прошлого года. Напомним, в феврале 2020 года во время пуско-наладочных работ на головном универсальном атомном ледоколе произошел отказ обмотки носового статора правого гребного электродвигателя. Межведомственная комиссия установила, что данный механизм не подлежит ремонту и требует демонтажа, по гарантийным обязательствам на производство и поставку гребного электродвигателя потребуется до 15 месяцев. Учитывая возрастающую интенсивность судоходства в акватории Северного морского пути, было принято решение принять атомный ледокол, не дожидаясь установки нового электродвигателя.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88182/


 

Теплоход "Спарта IV" прошёл промежуточное освидетельствование


Находясь в порту Мурманск, теплоход "Спарта IV" успешно прошел промежуточное освидетельствование по всем частям судна и специальное водолазное обследование корпуса.
Теплоход получил сертификаты МКУБ (Международный кодекс по управлению безопасностью), КТМС (Конвенция о труде в морском судоходстве), и ОСПС (Международный кодекс по охране судов и портовых средств), что свидетельствует о соблюдении на судне требований безопасности мореплавания и трудовых норм морского судоходства. Продление конвенционных документов позволяет т/х "Спарта IV" продолжать работу не только в российских, но и в международных водах. В ближайшее время теплоход "Спарта IV" готов приступить к выполнению задач, связанных с гарантированным обеспечением потребностей Минобороны России и коммерческих заказчиков по доставке грузов.
Современный и быстроходный теплоход "Спарта IV" вошел в состав флота "Оборонлогистики" в мае 2018 года. "Спарта IV" доставляет контейнерные, генеральные и навалочные грузы, а также грузы, требующие особых условий: скоропортящиеся продукты, опасные грузы, автомобили, тяжеловесную технику и негабаритный груз. Теплоход оснащен двумя кранами грузоподъемностью 55 тонн каждый, что позволяет оперативно осуществлять грузообработку собственными силами.

Источник: Морская коллегия http://marine.gov.ru/events/sudostroenie/9252/


 

«Севморпуть» не может встать на ремонт из-за «ледовой подушки»


Единственному в мире атомному контейнеровозу «Севморпуть» не везет уже в России. Осенью у лихтеровоза сломалась лопасть винта, и он месяц провел у берегов Анголы, сорвав рейс на станцию в Антарктиде. В результате судну пришлось возвращаться в Санкт-Петербург, европейские экологические организации и даже политики подняли настоящий шум, что у самых берегов стран ЕС идет судно с атомным реактором и поврежденным винтом, и контейнеровоз у берегов Франции, например, сопровождали аварийно-спасательные буксиры.
В начале января судно должно было встать на ремонт в док «Канонерского судоремонтного завода». Однако, и здесь возникли сложности, сообщает EADaily.
«После ангольского эпизода „Севморпути“ требуется докование – надо разбираться с винтом. Но поднять лихтеровоз в доке Канонерского завода с первого раза не удалось: выяснилось, что на днище образовалась ледовая подушка (из-за этого разгорелся мини-скандал между „Атомфлотом“ и буксировщиками – ООО „Балтийский флот“ и ООО „Грифон“)», – сообщает телеграм-канал «Капитан Арктика».
Информацию канала подтвердили сами буксировщики. Так, например, ООО «Балтийский флот» опубликовал 27 января на корпоративном сайте информацию SeaNews, что его буксиры вывели из дока «Севморпуть». «Сейчас судно находится в Новой Канонерской гавани в обеспечении буксира «Балтийского флота» и ждет распоряжения судовладельца. По результатам водолазного осмотра должно быть принято решение – либо все-таки ставить «Севморпуть» в док, либо отводить куда-то в другое место и ждать, когда ледовая подушка растает», – говорится в публикации. Собеседник SeaNews в «Балтийском флоте» рассказал, что лоцманы и специалисты заказчика – ФГУП «Атомфлот» – связывают формирование ледовой подушки с несоответствием задействованных буксиров (другого буксировщика) требованиям, предъявляемым к постановке в док в ледовых условиях.
Реакция другого буксировщика не заставила себя долго ждать. И 3 февраля SeaNews опубликовало позицию ООО «Грифон». «Годом ранее, судно „Севморпуть“ уже ставили в док Канонерского завода для планового осмотра с использованием буксиров компании ООО „Балтийский флот“, но, вспоминая отсутствие ледовой обстановки в 2020 г., постановка была ожидаемо стандартной и проходила в штатном режиме. В этом же году, в период постановки судна в док, в Большом порту Санкт-Петербурга сформировался плотный ледовый покров, обусловленный сильными морозами, доходившими до -20 С. Учитывая тот факт, что судно находилось у причала БЗ-2 в течение двух недель, после постановки в док Канонерского завода и осмотра водолазами, была обнаружена так называемая „ледовая подушка“ на дне судна. В подобных условиях, таких как: пребывание судна без движения, низких показателях температуры воды и положительной температуре самого судна, она формируется естественным образом по всем известным законам физики», – говорится в заявлении буксировщика ООО «Грифон». Он уточнил, что в соответствии с требованиями постановки судов типа «Севморпуть» и ледовой обстановки в порту, на постановку атомного контейнеровоза в док привлекли пять мощных азимутальных буксиров.
Как бы то ни было, однако «Севморпуть» продолжает стоять вне дока и ремонта. Эту информацию подтверждают данные навигационного портала Marinetraffic. В то же время в самом доке находится уже другое судно – сухогруз «Никифор Бегичев».
«Со сроками (ремонта) тоже неразбериха. Как минимум, надо ревизовать лопасти и их крепления, провести ремонт винто-рулевой группы. По оптимистичным прогнозам, можно было бы управиться за месяц (тов. Кашка (руководитель Атомфлота») заявлял, что до конца февраля лихтеровоз уже сможет выйти в Мурманск). Но на Канонерском СРЗ закладывают на ремонтные работы два месяца. И это, кстати, тоже не предел. Застрахованы ли мы от еще каких-то неожиданностей с «Севморпутем»? Вряд ли», – замечает телеграм-канал «Капитан Арктика». Он уточняет, что Росрыболовство уже построило планы, как нарастить перевозки рыбы по Северному морскому пути в этом году, а «Севморпуть» – единственное судно, которое может справиться с этой задачей.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88189/


 

Кронштадтский морской завод и норвежская Bjordal AS начнут выпускать филейные фабрики в 2021 году


В середине сентября 2017 года Кронштадтский морской завод и компания Bjordal AS подписали меморандум о создании совместного предприятия по выпуску технологического оборудования для рыбной промышленности. Совместное предприятие должно выпускать филейные фабрики для траулеров, оборудование для траулеров-свежьевиков, краболовов, морозильные фабрики, различные конвейеры, мойки сетей и другие виды оборудования как для судовых, так и для береговых рыбоперерабатывающих предприятий. В октябре того же года Bjordal приступил к обучению персонала будущего предприятия, сам КМЗ начал готовить производственные площади и закупать оборудование.
В начале 2021 года совместное предприятие должно выдать первую продукцию. О том, как проходят последние приготовления к производству, журналу «Морской флот» рассказал руководитель проекта Андрей Маслов.
В 2020 году на Bjordal запустили роботизированную линию для резки, гибки, сварки металла, заработало новое проектное бюро. В 2020-м открыт новый современный производственный цех площадью 5000 м2. За счет комплекса данных мероприятий удалось существенно нарастить производственные мощности компании.
«Норвежская сторона занимается проектированием, выпускает чертежи, предоставляет компьютерное обеспечение, обучает персонал, поставляет сложное оборудование, которое закупается на стороне. Также за ними остается монтаж и пусконаладка. Российская сторона, соответственно, делает металлообработку, производит конвейеры, всевозможные принимающие емкости, переходные элементы. Кроме того, за российской стороной закреплен маркетинг в форме взаимодействия с крупнейшими рыбодобывающими компаниями», – поделился собеседник журнала.
Он добавил, что с 2021 года планируется производить в России до 70% того оборудования, что выпускает сам Bjordal. В 2022 году по планам развития совместного предприятия на базе КМЗ будет организовано самостоятельное конструкторское бюро. И постепенно компетенция будет передаваться в Россию.
«На месте цеха по производству фабрик были руины. Мы сделали здесь современное производство, даже по норвежским меркам. Особенно если учесть то, что здание еще царской постройки. Оказывала влияние и конкуренция, поэтому, пока создавался этот совместный проект, основные заказы по инвестиционным квотам уже пошли в работу. Тем не менее, благодаря маркетингу и работе с судовладельцами, постепенно отвоевываем себе рынок.
Сейчас у нас есть заказ на оснащение пяти краболовов, которые строятся на «Красном Сормово». Часть оборудования уже начали производить. Поставка запланирована на 2021-2023 годы. Участвуем в тендере на оснащение краболовов-процессоров Русской рыбопромышленной компании и для НОРЕБО, которые планируют строить четыре 86-метровых траулера для работы на Дальнем Востоке. Сейчас компания ждет распоряжения правительства о выделении дополнительных квот, чтобы разместить заказ. Также участвуем в конкурсе на оснащение фабриками двух новых 64-метровых траулеров для Колхоза им. Ленина на Камчатке», – рассказал Андрей Маслов.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/88199/


 

3. Разное

 


 

Терминал в Усть-Луге лишил порты Украины транзита руды


Пять крупнейших морских портов Украины в январе 2021 года резко сократили перевалку грузов. В целом грузооборот упал на 22,9%, или на 2,78 млн тонн – до 9,35 млн тонн. Как отмечает Администрация морских портов Украины (АМПУ), наиболее существенную лепту в это внес настоящий обвал транзита руды, который в первом месяце текущего года сократился почти в 16 раз, по сравнению с январем 2020 года.
Падение рудного транзита до 343,75 тысячи произошло из-за того, что российская компания «Металлоинвест» прекратила поставки руды с Михаловского горно-обогатительного комбината (Железногорск, Курская область) через порт «Южный» (Одесская область). Теперь поставки сырья с этого предприятия осуществляются через терминал «Ультрамар» в порту «Усть-Луга» (Ленинградская область РФ), который начал функционировать в октябре 2020 года.
По оперативным данным АМПУ, украинские морские порты в январе 2021 года сократили грузооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,7%, или на 3,47 млн тонн – до 10,016 млн тонн.
В частности, пять крупнейших портов перевалили 9,35 млн тонн. Так, порт «Южный» в январе обработал 3,7 млн тонн грузов (-19,6%), «Николаев» – 1,98 млн тонн (-24,3%), «Одесса» – 1,71 млн тонн (-15,5%), «Черноморск» – 1,42 млн тонн (-38,2%), «Мариуполь» – 526 тысяч тонн (-4,5%).
Падение грузооборота портов было, в том числе, обеспечено падением на 42% экспорта зерна до 1,95 млн тонн, что вызвано уменьшением урожая из-за засухи и задержек со сбором зерновых в 2020/2021 маркетинговом году, а также из-за высоких цен, вызванных дефицитом из-за пандемии Covid-19 и невыполнением обязательств по фьючерсным контрактам.
Также отмечается падение импорта коксующегося угля более чем в 5 раз, или на 612,6 тысячи тонн, что вызвано ценовой конъюнктурой по причине задержек поставок угля на мировом рынке, закрытием основных угольных портов в Австралии из-за Covid-19, а также сменой схем поставок.
Кроме того, на 15% до 36,4 тысячи TEU снизилась перевалка импортных контейнеров из-за падения ввоза легковых автомобилей и других товаров на фоне роста ставок морского фрахта из-за дефицита контейнеров по всему миру, вызванному, в свою очередь, стремительным ростом перевозок между США и Китаем за счет восстановления их экономик в конце 2020 года.
Отметим, что состояние дел с грузооборотом в портах в целом отражает состояние всей украинской экономики, которая находится в стадии активной деиндустриализации. Как сообщало EADaily, данный процесс происходит в соответствии с концепцией, согласно которой Украина движется к формату постиндустриального общества, после чего успешно интегрируется в ЕС и там себя найдёт.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2021/02/11/otkrytie-morskogo-terminala-v-ust-luge-lishilo-porty-ukrainy-tranzita-rudy?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop


 

Ушаковка приняла участие в традиционной конференции Ассоциации Морских институтов Черного моря


В этом году она проходила в онлайн формате. На повестке дня несколько вопросов: новые дистанционные научные проекты, работа вузов в условиях ограничений, вызванных распространением коронавирусной инфекции, и возможность принять в состав BSAMI новых участников.
Морские институты Болгарии, Грузии, Румынии, Турции, России и Украины более 10 лет назад в 2010 году учредители Ассоциацию морских институтов Черного моря (BSAMI), куда в настоящее время входят 9 образовательных организаций из всех 6 стран черноморского побережья.
Государственный морской университете имени адмирала Федора Федоровича Ушакова является базовым университетом BSAMI, одним из главных инициаторов создания, ключевым участником. За эти годы сотрудничество вузов укрепилось, и оно касается самых разных сфер, совместно обсуждаются наиболее актуальные проблемы в области мореплавания, идет постоянный обмен опытом в плане морского образования. В ходе нынешней встречи много говорили о том, как вузы справляются, работая в условиях всемирной пандемии.
Для Ушаковки тема дистанционных образовательных технологий и электронного обучения совсем не новая, в течении последних 4 лет здесь сформирована собственная база видео-лекций и учебно-методического материала. Опытом форсированного перехода на дистанционку, эффективной организации этого процесса, с участниками конференции поделился ректор университета, доктор технических наук, профессор Сергей Кондратьев.
Много внимания участники конференции уделили и реализации совместных проектов, опять же, в условиях дистанционного формата. Так, Государственный морской университет имени адмирала Федора Федоровича Ушакова с 2014 года ведёт проект – «BSAMI Educational Space». В рамках него у преподавателей есть возможность пройти стажировку в вузах-партнёрах для обмена опытом в области морского образования. В Ушаковке с лекциями уже побывал профессор морского факультета Стамбульского технологического университета Алладин Елдерай. В прошлом году представители университета посетили заседание BSAMI, которое проходило в Турции, г. Тузла, в университете Piri Rais.
Президент BSAMI, ректор турецкого университета Piri Rais, профессор Орал Эрдоган поддержал целый ряд инициатив, с которыми в этот раз выступила Ушаковка. Наиболее актуальная – организовать на базе вуза «Морскую школу английского языка», где могли бы обучаться, так называемому, «морскому английскому» студенты всех университетов BSAMI.
Конференция продолжалась несколько часов, в итоге участники не только наметили самые ключевые проекты, но и обсудили, каким образом будут их реализовывать, а также выразили надежду, что следующая встреча пройдет уже в привычном, офлайн формате. Планируется, что принимающей стороной вновь будет Турция и состоится конференция на берегах Босфора, в Стамбуле.
Государственный морской университет имени адмирала Ушакова имеет более 35 различного рода соглашений с зарубежными университетами стран Европы, Азии и Латинской Америки, это: World Maritime University, Wessex Institute of Technology, Danish Maritime University, Gdynia Maritime University, University of Parma, Anglia Ruskin University и другие. Преподаватели университета являются экспертами международных проектов IAMU и других ассоциаций, а также членами редакций зарубежных научных журналов, среди которых «Journal of Shipping and Ocean Engineering» (США), «Journal of Marine Technology and Environment» (Румыния).
Ушаковцы за последние несколько лет приняли участие в двух студенческих форумах, организованных IMO сначала в Токио, а затем в Лондоне (IAMU Student Forum, 2017), куда приехали более 60 студентов морских вузов со всего мира. В 2020 году курсанты приняли участие в CMU International students forum дистанционно. В университете обучаются студенты из Казахстана, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Беларуси, Киргизии, Молдовы, Туркменистана, Грузии, Египта, Иордании, Перу, Бразилии, Сирийской Арабской Республики.

Источник: https://ngnovoros.ru/posts/ushakovka-prinyala-uchastie-v-traditsionnoy-konferentsii-assotsiatsii-morskih-institutov-chernogo-morya


 

В Новороссийске будут следить за качеством морской воды при помощи мидий, устриц и водорослей


Власти Краснодарского края построят в Цемесской бухте Новороссийска полигон для мониторинга состояния воды в Черном море. Объект будет запущен в середине текущего года. Его разместят в границах морского порта Новороссийска. Об этом сообщили в пресс-службе администрации Краснодарского края.
Полигон позволит проводить экологический мониторинг водной среды за счет способности морских организмов реагировать на загрязнение. К одному из нефтеналивных причалов прикрепят стальные стенды с 30 садками для двустворчатых моллюсков, 18 коллекторов и 12 специальных пластин для самозаселения черноморских мидий, устриц, зеленых и бурых водорослей.
– Уже получено положительное заключение государственной экологической экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Нефтетранспортное предприятие готовится к созданию площадки биологических тест-объектов. Экологический проект позволит дополнительно контролировать влияние производственной деятельности на акваторию и природную экосистему бухты.

Источник: https://ngnovoros.ru/posts/v-novorossiyske-budut-sledit-za-kachestvom-morskoy-vody-pri-pomoschi-midiy-ustrits-i-vodorosley


 

Новый пляж «Кристалл» откроют в Новороссийске уже 15 мая


В районе 4-й очереди набережной Новороссийска кипят работы по строительству нового пляжа. Его протяженность – 642 метров. Пляж получил название «Кристалл». Сейчас идут работы по берегоукреплению и отсыпке галькой. Определена дата открытия пляжа – 15 мая 2021 года.
Пляж пройдет обязательную процедуру технического освидетельствования перед началом курортного сезона. На ближайшие 10 лет будет определен арендатор данной территории. Именно он проведет здесь коммуникации: подключит электроснабжение, сделает водоотведение. Также пользователь пляжа позаботиться о его инфраструктуре. Будут установлены навесы, туалеты, раздевалки, обустроены дорожки, сделана зона для отдыха лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также на новом пляже появятся спасательный и медицинский посты, спортивная площадка.
Новороссийский фотограф Роман Попов-Демидов снял красивое видео с воздуха, на котором запечатлен будущий пляж «Кристалл»

Источник: https://ngnovoros.ru/posts/novyy-plyazh-kristall-otkroyut-v-novorossiyske-uzhe-15-maya


 

Силач из Ставрополя планирует буксировать корабль в Новороссийске


НАША рассказывала читателям об атлете из Ставрополя, который буксирует тяжелую технику корпусом и при помощи зубов. Сперва Павел Приходько передвигал автомобили, затем перешел на грузовики автобусы. Следующим шагом в планах спортсмена было раскрутить колесо обозрение. В родном городе ему не удалось договориться об этом. Тогда силач обратился к главе Новороссийска Игорю Дяченко с этой просьбой.
– Со мной связались специалисты Управления культуры и спорта Новороссийска. Мне объяснили, что в парке имени Фрунзе установлен новый аттракцион, и он не подходит для такого мероприятия. Там есть ручное управление при полном отключении колеса. Его сможет крутить даже ребёнок, – сказал атлет Павел Приходько.
Но в администрации Новороссийска Павлу Приходько пообещали, что помогут найти корабль, подходящий для буксировки. А также окажут поддержку в организации и освещении мероприятия. Уже в феврале этого года атлет приедет в Новороссийск, чтобы посмотреть, какие корабли стоят в торговом порту. Силач хочет оценить габариты судна. А тянуть его намерен весной – либо в конце апреля, либо в начале мая.

Источник: https://ngnovoros.ru/posts/silach-iz-stavropolya-planiruet-buksirovat-korabl-v-novorossiyske


 

Туристы переполнили пляжи в Сочи из-за аномально теплой погоды


Пляжи в Сочи оказались переполнены туристами в связи с аномально теплой погодой. В Сочи около 200 пляжей, которые заполнены туристами "под завязку". Об этом президент ассоциации городских зон отдыха Елена Дорогинина рассказала «Интерфаксу».
По словам Дорогининой, как только стало известно о грядущей теплой погоде, руководители пляжных территорий поспешили подготовить альтернативные виды отдыха в межсезонье. «Мы установили скамейки, кресла, диванчики, пуфики, качели, различные аттракционы, предусмотрели музыкальное сопровождение, возможность выпить чай или кофе», — поделилась Дорогинина.
Статус «зимнего пляжа» официально получили 22 территории у моря в Сочи.
Тем временем на Сочи надвигается холодный фронт. Как сообщал "Сочи24", всю следующую неделю на курорте температура воздуха будет не выше + 5. Ожидается снег с дождем. МЧС предупредили о сложно обстановке на дорогах.

Источник: https://sochi24.tv/sochi/turisty-perepolnili-plyazhi-v-sochi-iz-za-anomalno-teploy-pogody


 

У берегов Черного моря "закипела" вода


Необычное природное явление сняли у берега Черного моря в Анапе. Ролик был опубликован в Instagram-аккаунте и вызвал споры среди российских пользователей. На размещенных в сети кадрах видно, как на одном из городских пляжей на поверхности воды активно образуются воздушные пузыри.
«Настолько потеплело, что у моря закипает вода. Видели такое чудо?» – говорится в подписи к посту. Подписчики сообщества оценили публикацию в комментариях, их мнения по поводу увиденного разделились. «Возьмите воду на анализ, там видно будет, а вдруг родниковая», «Серо-водородный источник появился...», «Наверное, канализация», «Утечка газа или канализации из Анапки» – написали люди. Между тем, объяснение происходящему не найдено.

Источник: https://sochi24.tv/sochi/u-beregov-chernogo-morya-zakipela-voda-video


 

4. Память

 


 

Прах защитника Севастополя капитан-лейтенанта Матюхина могут вернуть на историческую землю


Сотрудники Севастопольского военно-исторического музея-заповедника вновь взялись за изучение биографии Алексея Матюхина, командира артиллерийской батареи на Малаховом кургане. Воспоминания сослуживцев и немецкие архивные документы помогли уточнить дальнейшую судьбу капитан-лейтенанта после его героического подвига при обороне Севастополя летом 1942 года.
В руках историка Илоны Беликовой карта-набросок из воспоминаний черноморца Сафрона Слободяника. Старшина первой статьи воевал в составе 111-й батареи на Малаховом кургане. Много лет спустя, в 80-х, он написал мемуары и нарисовал от руки план укреплений.
Сначала документ не считали состоятельным источником. Но в ноябре 2017 года, во время реконструкции, экскаваторщик зацепил ковшом бетонную плиту ранее неизвестного жилого кубрика личного состава. Расположение объекта совпало с картой и вновь привлекло интерес историков к биографии командира батареи капитан-лейтенанта Алексея Матюхина.
Советский офицер до войны командовал орудиями эсминца «Совершенный». В 1941 году корабль погиб, но его артиллерию и экипаж перебазировали на Малахов курган. Летом 1942 года эта высота стала центром сопротивления, но под натиском захватчиков моряки отступили на мыс Херсонес. На этом советская историография заканчивает повествование. Что было дальше, известно по воспоминаниям другого военнослужащего, Бориса Кубарского. Тяжело раненый Алексей Матюхин попал вместе с ним в концентрационный лагерь Майтингема. Там они работали в авторемонтном цехе и пытались саботировать принудительный труд.
«В один из дней охранники заметили, что затягиваются строки сдачи продукции и начали бить прикладами направо и налево, кому куда попало. Когда очередь дошла до Матюхина, как пишет Кубарский, он с таким презрением посмотрел на охранников, что те не решились его ударить. Они дали два выстрела в воздух и ушли, – рассказывает научный сотрудник сектора истории Великой Отечественной войны Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Илона Беликова. – Алексей Павлович уже погиб в фильтрационном лагере НКВД. И вспоминая те долгие разговоры в цеху, он понял, что это человек, который не мог, услышав все эти разговоры, что всех пленных отправляют на Колыму, что там будут допрашивать, что нет доверия у Родины. Всё это где-то его, не то, чтобы сломало. Кубарский считает, что он понял, что не может и здесь остаться, но и не может вернуться».
По официальной информации, Алексей Матюхин погиб при невыясненных обстоятельствах 6 августа 1945 года и был похоронен на территории окружной тюрьмы немецкого города Бауцен.
«К 110-летию Матюхина было бы неплохо перенести прах его сюда, – говорит представитель Севастопольского общества охраны природы, прав человека и исторического наследия Валентин Шестак. – Все, наверное, знают, Деникин по завещанию хотел упокоиться на российской территории. Был перенесён из Франции, без проблем. То есть это культурный обмен, этот тот обмен, который допустим между государствами. И нет проблем между Россией и Германией, чтобы вернуть прах героя, совершившего подвиг на территории Севастополя, на историческую землю».
Мемориальный комплекс на Малаховом кургане, посвящённый батарее капитан-лейтенанта Матюхина, появился в 1958 году. Но четырьмя годами ранее его имя уже можно было найти на картах Севастополя: улица Матюхина располагалась на Корабельной стороне, между Одинцова и Килен-балкой. Именно такую информацию приводит в своей книге севастопольский краевед Павел Веселов. Но сейчас такой улицы не существует: вероятнее всего, она просто стала частью 2-й Бастионной.

Источник: https://vesti92.ru/news/kultura/prakh-zaschitnika-sevastopolya-kapitan-leytenanta-/


 

5. Происшествия

 


 


Правосудие настигло сбежавшего более 20 лет назад из Севастополя матроса


Бывший матрос-срочник проведёт пять с половиной лет в колонии строгого режима за преступления, которые совершил более 20 лет назад. Приговор вынес Севастопольский гарнизонный суд.
«Сослуживец С. в период с 30 мая по 4 июня 1997 года похитил со склада 4 пистолета системы «Макарова», которые передал С. для последующей продажи, – сообщил представитель военного следственного управления Следственного комитета РФ по Черноморскому флоту Александр Куратов. – Кроме того, С., проходя военную службу по призыву, желая вовсе уклониться от исполнения обязанностей военной службы, а также избежать уголовной ответственности за совершение вышеуказанных противоправных действий, 9 февраля 1998 года самовольно оставил расположение воинской части 13140 и убыл в Ростовскую область».
Сослуживец матроса осуждён Новороссийским гарнизонным военным судом в 1998 году.
Сбежавший матрос один из четырёх пистолетов продал в Севастополе, ещё один увёз домой в Новочеркасск Ростовской области, где отдал своему двоюродному брату, два пистолета отдал знакомому. Далее он жил в Новочеркасске и селе Ольховый Рог, переехал в Светлый Калининградской области, где устроился на работу и проживал под вымышленной фамилией.
«Свою вину в совершенных преступлениях признал полностью», – отметил представитель военного следственного управления.
Суд учёл активное содействие злоумышленника следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, признал его виновным в пособничестве хищению огнестрельного оружия с использованием своего служебного положения.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/41340


По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев