Наша история

СТРАНИЦЫ СЛАВНОЙ ИСТОРИИ ЗАВОДА

В 1871 году Россия добивается отмены ограничительных статей Парижского договора, по которым она после поражения в войне 1853-1856 гг. не имела права иметь военный флот на Черном море. В связи с этим начал восстанавливаться город Севастополь как главная база – военный порт Черноморского флота, началось бурное строительство корабельного состава ЧФ.

К началу ХХ века Черноморский флот уже имел в своем составе 7 эскадренных броненосцев, 2 броненосца береговой обороны, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 2 минных заградителя, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов. Для постройки кораблей были задействованы судостроительные заводы России, Германии, Франции, Англии. Но собственной судоремонтной базы для поддержания кораблей в исправном состоянии было недостаточно. Поэтому технический комитет Севастопольского военного порта рассмотрел и утвердил генеральный план и смету постройки судоремонтных мастерских.

26 января 1887 года предписанием № 1103 Главный командир Черноморского флота и портов Черного и Каспийского морей уведомил командира Севастопольского главного военного порта о разрешении создания механической мастерской порта при Алексеевском сухом доке. В конце декабря 1887 года механическая мастерская была создана. Работники мастерской проводили работы по достройке броненосца «Екатерина Великая».

После окончания достройки броненосца мастерская переведена в Килен-бухту.

В каменном здании с навесом, располагавшемся на берегу Килен-бухты, создаётся механический участок, где было установлено механообрабатывающее оборудование. Станки работали от одной общей трансмиссии, которая приводилась в движение при помощи большого колеса, это колесо вручную вращали по девять часов в сутки работники мастерской.

В 1891 году в Южной бухте, на Минной стенке, создаются электромеханическая мастерская Севастопольского порта.

Механическая и электротехническая мастерские производили ремонт портовых плавучих средств, корабельных катеров и шлюпок, корабельной камбузной посуды, ремонтировали на судах палубные надстройки, люки, двери, трапы, изготавливали и ремонтировали артиллерийские щиты мишени и производили ремонт электрооборудования кораблей и береговых частей.

Обе мастерские явились родителями будущего 13-го судоремонтного завода Черноморского флота.

После Великой октябрьской революции мастерские продолжали выполнять судоремонтные работы на кораблях и судах ЧФ.

В эти годы освоен ремонт и проведены работы на линкоре «Парижская коммуна», крейсерах «Червона Украина», «Коминтерн», «Красный Кавказ», на эсминцах «Незаможник», «Дзержинский», «Фрунзе», сторожевых кораблей типа «Шквал», подводных лодок Д-4, А-1, М-51, Щ-205.

22 июня 1941 года в 3 часа 7 минут Севастополь подвергся первой бомбардировке с воздуха. Так для севастопольцев и черноморцев началась Великая Отечественная война.

После сообщения Советского правительства о вероломном нападении на СССР войск гитлеровской Германии все работники мастерских прибыли на свои рабочие места и приступили к работе по экстренному вводу в строй находящихся в ремонте кораблей. Вечером того же дня все работники были переведены на казарменное положение. На второй день войны были сданы флоту БТЩ «Мина», подводная лодка Щ-201. В последующие дни были введены в строй тральщики «Взрыватель» и «Искатель». Закончен ремонт главных машин и электрооборудования канонерской лодки «Красный Аджаристан».

Враг разбросал по всей акватории бухт магнитные мины. Перед работниками мастерских была поставлена задача переоборудовать баржу и яхту в тральщики и изготовить трал-плотики. Под руководством академика Александрова работники мастерских выполнили работы по установке на тральщики размагничивающих устройств для обеспечения траления магнитных мин. Впоследствии на всех кораблях флота были установлены обмотки размагничивания.

1 ноября 1941 года начальник Технического отдела флота дал распоряжение готовить мастерские к эвакуации. Работы по демонтажу оборудования были выполнены к 4 ноября. Транспорт «Чапаев» загрузил оборудование и работников мастерских с семьями. В середине ноября транспорты «Сызрань», «Березина» загрузились оборудованием и были отправлены в город Поти на Черноморское побережье Грузии.

В Поти также был перебазирован плавучий док ПД16.

На новом месте базирования мастерских рабочие и ИТР мастерских рыли котлованы, возводили фундаменты для новых зданий мастерских, вели монтаж оборудования.

За годы войны мастерские провели более 180 ремонтов подводных лодок и 280 ремонтов надводных кораблей.

За героический труд и работу во фронтовых условиях многие работники мастерских были награждены орденами Ленина, Отечественной войны, Красной Звезды.

9 марта 1945 года решением Военного совета Черноморского флота руководству мастерских было предложено готовить мастерские к перебазированию в Севастополь.

22 апреля 1945 года коллективы мастерских с оборудованием на транспорте «Волга» вернулись в Севастополь. Место расположения мастерских было определено в Килен-бухте. Работники жили на территории Килен-бухты в бараках. Не было воды умывались прямо в бухте.

К концу 1945 года были восстановлены здания кузнечного участка, механического, корпусного и деревообрабатывающего цехов. Было установлено оборудование. Была введена подстанция на 100 кВт.

В конце 1945 года на основании циркуляра Главного штаба ВМФ СССР мастерские были переформированы в Севастопольский судоремонтный завод Черноморского флота. Из Поти был перебазирован и установлен в Южной бухте плавучий док ПД16. Док передан в подчинение начальника завода.

На основании решения Советского правительства начиная с 1949 года по 1951 год завод пополнился большой группой специалистов закончивших специальные училища г. Харьков. В последующие годы завод пополнился специалистами окончившими мореходные училища, институты и техникумы.

Территория завода увеличилась в десять раз. По всей акватории бухты оборудованы причальные стенки  обеспеченые всеми видами энергосред. Вся территория завода была покрыта асфальтом. В завод провели железнодорожные пути. Поставка материалов производилась железнодорожным транспортом.

С 10 апреля 1954 года завод получил новое название «13 завод ВМС СССР». Завод начинает менять свое лицо переходя от мастерских к мощному судоремонтному заводу ВМФ.

В середине шестидесятых годов заводу поручаются работы по переоборудованию судов.

Первую работу по переоборудованию завод выполнил на транспорте «Илеть». Данный транспорт был переоборудован в носитель эксперименального ракетного комплекса.

По решению ГК ВМФ заводу поручены работы по переоборудованию судов «Апшерон», «Баскунчак», «Даурия», «Ямал», «Тамань» в специальные суда связи. Такие же работы завод выполнил по переоборудования судов китобойной флотилии в специальные суда разведки для слежения за кораблями стран НАТО.

В это же время завод приступил к строительству специальных подводных лодок целей серии СПЛЦ по проекту ОКТБ-172. Завод построил 9 корпусов СПЛЦ с передачей их на все флота СССР. В конце 60 годов завод переоборудовал малый десантный корабль для тренировки космонавтов.

В начале 70 годов завод переоборудовал лесовоз «Донбасс» проект 596П в специальный корабль для поиска и доставки спускаемых аппаратов космических кораблей.

В середине 70 годов флот пополнился кораблями третьего поколения. Это корабли проектов 1134Б, 1124, 1124М, 1234, 257, 1265, 266, 266М.

Цеха завода успешно освоили ремонт данных проектов боевых кораблей оснащенных мощным радиоэлектронным вооружением и сложными системами автоматического управления.

В 1982 году в заводе был построен и введен в эксплуатацию цех РЭВ и А. В данном цехе были оборудованы стенды оснастка оборудование для ремонта систем автоматики, корабельного электрооборудования, радиоэлектронного вооружения, штурманского вооружения и средств связи.

В 1985 году построен и введен в эксплуатацию участок ВВД-400 для ремонта баллонов, систем погружения и всплытия современных подводных лодок. В заводе создан отдел АСУП с вычислительной машиной ЕС-1035. Введено сетевое машинное планирование.

В середине 1985 года завод получил правительственное задание переоборудовать контейнеровоз «Михаил Черкасов» в авианесущий корабль, с базированием вертолетов. Тема называлась Скорость. В течении одной недели на палубу контейнеровоза были установлены специальные настилы для взлета и посадки вертолетов. Судно было оснащено всеми видами оборудования для подготовки вертолетов и связи с вертолетами.

Заводу поручаются работы по изготовлению товаров народного потребления. Завод начал выпуск мебели, блоков питания для телевизоров «Фотон» в кооперации с Симферопольским заводом «Фотон».

В 1992 году начался развал СССР. Финансирование завода уменьшено.

Работники завода не получали заработную плату в течении 14 месяцев.

Руководство завода принимает решение начать ремонт судов типа река-море Волжского и Московского пароходств. Завод успешно справился с поставленной задачей. В середине 90 годов по заказу Тюменской нефтяной компании завод изготовил модульную станцию по производству дизельного топлива по проекту ЦКБ «Коралл». Станция СПТ-30 успешно изготовлена переправлена в Тюмень, смонтирована и сдана в работе.

В заводе начались верные отключения электрической энергии. В заводе и в цехах были смонтированы дизельные электростанции которые обеспечили завод электроэнергией.

В июле 1997 года завод выводится из подчинения ГУСРЗ ВМФ и подчиняется техническому управлению ЧФ.

После подписания соглашения между Украиной и Россией по разделу ЧФ завод приобрел статус Севастопольский судоремонтный завод ЧФ РФ.

Руководство флота принимает решение по выводу крейсера «Слава» новое название «Москва» из Николаевского завода им. 61 коммунара.

Крейсер «Москва» становиться в ремонт в завод. Проводится доковый ремонт и полный ремонт крейсера. Крейсер успешно отремонтирован силами завода и после проведения ходовых испытаний успешно сдан флоту. Крейсер вошел в боевой состав флота в качестве флагмана ЧФ.

В эти же годы завод успешно осваивает ремонт кораблей проекта 1239 на воздушной подушке.

В ноябре 2003 года после регистрации нового устава завод получает название ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ. В это же время завод получи лицензию Рособоронзаказа на ремонт вооружения и военной техники. Завод получил Сертификат менеджмента качества военного Регистра РФ на соответствие международному стандарту ИСО 9001-2000.

Проведена аттестация ЦЗЛ на право проведения испытаний методами НК, акустических испытаний, химических испытаний, механических испытаний.

В заводе создана и аттестована группа экспертной оценки объектов Гостехнадзора. Аттестована лаборатория метрологического контроля.

В настоящее время завод это современное судоремонтное предприятие имеющее в своем составе корпусно-доковое, механическое, электротехническое, электромонтажное, деревообрабатывающее, трубопроводное, радиотехническое, гальваническое, кузнечно-литейное, турбодизельное производства. Имеются все виды автомобильного и плавучего транспорта.

Завод располагает плавучими доками грузоподъемностью от 1500 до 30000 тонн.

Завод обеспечивает занятость 1800 рабочих мест. Заработная плата работников завода одна из самых больших в Севастополе.

Накануне Нового года начальник завода капитан 2 ранга Беспалов Ю.В. объявил предварительные показатели итогов 2016 года: предприятие действовало в рамках 4-х Государственных контрактов с Минобороны России на выполнение сервисного обслуживания и ремонта кораблей и судов Черноморского флота с общим объемом финансирования на год более 2 млрд рублей.  По 2-м из них осуществлено освоение денежных средств на 100%. По 2-м срок завершения определен в 2017 году. В 2016 году ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ принято к исполнению более 700 ведомостей ремонтных работ для выполнения в рамках ГОЗ-2016, что практически в 2 раза больше изначально заявленных. Это свидетельствует о способности быстро и оперативно решать внезапно возникающие задачи, что само по себе в нынешних экономических условиях чрезвычайно трудно.

 

 

НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ ЗАВОДА

 

За успешную работу по подрежанию боевой готовности кораблей ЧФ завод награждался переходящими Красными знаменами  ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС в 1973, 1975, 1977, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1988 годах и 1989 году навечно.

18 декабря 1987 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Орденами и медалями СССР в различные годы награждены работники завода.

В период ВОВ:

-орденом Отечественной войны 2 степени – 41 человек;

-орденом Красной Звезды – 72 человека.

В период с 1961 по 1970 годы:

-орденом Ленина – 28 человек;

-орденом Трудового Красного Знамени – 39 чеовек;

-орденом Знак почета – 3 человека.

 

В период с 1975 по 1980 годы:

-орденом Трудовой Славы 3 степени – 9 человек;

-орденом Трудового Красного Знамени – 4 человека.

 

РУКОВОДИТЕЛИ ЗАВОДА РАЗНЫХ ЛЕТ

 

Начальники мастерских:

Мех. Мастерская с 1941 по 1945 – Климов Георгий Матвеевич

Эл. Мастерской с 1941 по 1945 – Киясов Николай Николаевич

Начальники завода:

С 1945 по 1953 – Айзин Арон Бенционович

С 1953 по 1976 – Парасенко Михаил Иванович

С 1976 по 1983 – Дивов Геннадий Борисович

С 1983 по 1986 – Хасиев Дмитрий Анатольевич

С 1986 по 1996 – Величко Анатолий Тихонович

С 1996 по 1998 – Савинкин Василий Михайлович

С 1998 по 2003 – Арутюнян Степан Суренович

С 2003 по 2007 — Киселев Виталий Леонидович

С 2007 по 2011 – Лукашевич Сергей Петрович

С 2011 по 2015 Новогрибельский Сергей Анатольевич

С 2015 по 2016 Беспалов Юрий Вячеславович

 

Главные инженеры мастерских:

Мех Мастерская с 1941 по 1945 – Калайда Михаил Петрович

Эл. Мастерская с 1941 по 1945 – Кравченко Борис Иванович

Главные инженеры завода:

С 1951 по 1953 – Паврос Александр Петрович

С 1953 по 1956 – Новиков Василий Михайлович

С 1956 по 1971 – Вуцкий Георгий Альфредович

С 1971 по 1980 – Скворцов Анатолий Федорович

С 1980 по 1983 – Хасиев Дмитрий Анатольевич

С 1983 по 1986 – Величко Анатолий Тихонович

С 1986 по 1988 – Веляев Павел Михайлович

С 1988 по 1992 – Смалько Григорий Иванович

С 1992 по 1994 – Савинки Василий Михайлович

С 1994 по 1998 – Киселёв Виталий Леонидович

С 1998 по 2007 – Пустовалов Сергей Юрьевич

С 2007 по 2016 – Бакланов Александр Рюрикович

С 2016 – Юрьев Александр Петрович